Забытая усадьба

В холодный зал,луною освещенный,Ребенком я вошел.

В холодный зал,
луною освещенный,
Ребенком я вошел.
Тенями рам старинных
испещренный
Блистал вощеный пол.
Как в алтаре,
высоки окна были,
А там в саду – луна,
И белый снег,
и в пудре снежной пыли –
Столетняя сосна…


Это стихотворение певца дворянских гнезд Ивана Бунина. Прошедшее столетие смело дворянские усадьбы, оно жгло библиотеки, крушило произведения искусства, забывая в неправедном гневе, что все это – наше наследство. И вот не осталось ничего от темных аллей, от усадеб с колоннами, где барышни учили наизусть стихи и играли на фортепьяно. Не стало и исторических зал, где впервые читали произведения тогдашних властителей дум – декабристов, Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Языкова, Фета…


Кажется, все это осталось в давно и прочно забытом прошлом – калитки, вуали, романсы, камины, мазурки. Ничего уже не вернуть, ничего не восстановить! И вдруг как сон, как наваждение…


Все началось с нашей поездки к истокам Казанки, в самый что ни на есть татарский район – Арский. Кроме родника, с которого начинается историческая река, здешние места славятся своими лесами, воспетыми Тукаем. На наш вопрос, а есть ли в районе реликтовые сосны и ели, наши сопровождающие смущенно ответили: “Покажем. Но на нас не ссылайтесь!”


Итак, прогулка пахла тайной. Несмотря на надвигающиеся сумерки, наша машина свернула с наезженного тракта и начала нырять по проселочным дорогам.


Вот и темные ели и сосны. Мы сошли. Действительно, вековые, руками не обхватишь. А за этими великанами – мы глазам своим не поверили сначала! – старинная дворянская усадьба дворцового типа. Да это же типичный александровский ампир… Нарядные портики, колонны с трех сторон… Воображение наше живо дорисовало недостающую крышу, заполнило в густеющих сумерках светом зияющие провалы окон… Боже, какая красота! Нашему удивлению не было конца. Откуда в этой глуши подобное чудо? Кому принадлежала эта прекрасная усадьба с вековыми парковыми аллеями из елей и сосен?


Ответ не пришлось искать долго. Рядом с разрушенной усадьбой мы нашли серые могильные памятники. Надпись на одном из них гласит, что здесь захоронен прах Эраста Перцова, 1814 года рождения.


Эраст Перцов – человек, очень хорошо известный в истории Казани. Один из тех, кто принимал у себя Пушкина, был вольнодумцем, писал сатирические пьесы, был связан с Герценом и его журналом “Колокол”. Он был душою казанского общества, играл в любительских спектаклях, в том числе и роль Чацкого. Словом, фигура далеко не ординарная… Значит, этот остов усадьбы, сохранившейся только чудом (а точнее, благодаря тому, что она находится в стороне от большой дороги), и есть родовое гнездо Перцовых?


Как же прекрасен этот дом даже в своей обнаженной разрухе! Воистину, хорошая архитектура умеет достойно стареть. Пережив жизненные бури, этот корабль нашей истории еще не погиб. Он как бы выжидательно смотрит на нас: а вдруг кому-то еще интересны события далекой жизни? Вдруг потомки вспомнят людей, немало потрудившихся во благо своей Отчизны? История культуры Среднего Поволжья содержит немало блестящих имен, составивших в прошлом славу России, заложивших корни культурных начинаний.


Но как же этот дом близ села Хотня остался незамеченным? Только неосведомленностью научных сотрудников, имевших отношение к составлению свода памятников истории, культуры


и архитектуры, можно объяснить, что вне реестра остался такой редкий и интересный объект. В описаниях XIX века не раз встречаются воспоминания о селе Хотня, в частности описание церкви, построенной в александровском стиле. Из местных архитекторов, способных спроектировать столь гармоничное строение, автором церкви мог быть, скорее всего, известный П.Г.Пятницкий. Нельзя исключать, что и усадебный дом, как это часто происходило, был построен по проекту того же архитектора.


Рассуждая таким образом, мы направились к источнику, издавна известному здесь как “святой родник”. Не пройдя и ста шагов от старинного дома, мы увидели разрытую землю, обнажившую корни реликтовых сосен. Перед нами встал высокий забор, за которым угадывалось что-то производственное, и котлован, вырытый под фундамент еще одного строения. Какого? Гадать долго тоже не пришлось. Под большим секретом нам сообщили, что здесь, на территории старинного дворцового парка прошлого века, строится… частный пивзавод. А привлекло сюда “новых русских” или “новых татар” наличие именно ключа с хрустально чистой водой, которую можно использовать по производственному назначению.


Чьи же руки замахнулись на эту красоту? Кому ныне принадлежит эта парковая земля, которую утюжит тяжелый бульдозер, обнажая вековые корни?


Вот на эти вопросы мы не нашли ответа. Мы сообщили об этих вопиющих фактах в Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов, в Министерство культуры республики. Будут ли спасены от варварского посягательства усадьба с парком и могилы рода Перцовых? Мы уверены, что население ближайших деревень, узнав о строящемся пивном заводе, будет категорически против того, чтобы благодатный и уникальный по красоте уголок природы близ “святого ключа” был испоганен. Было бы куда достойнее и человечнее восстановить этот редкий образец дворцово-ландшафтной архитектуры и создать здесь что-то типа музея дворянских усадеб или дома творчества для интеллигенции республики.


Э.КУДРЕЦКАЯ.
Заслуженный работник культуры РТ и РФ.


Г.ВОЛКОВА-АЙДАРОВА.
Доктор архитектурных наук.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще