На днях выпускники Казанской академии культуры и искусства (курс заслуженного деятеля искусств РТ Ю. Благова) показали свой дипломный спектакль – драматическую притчу В.Малягина “Утренняя жертва”. Игра молодых актеров заворожила искренностью, глубиной перевоплощения.
Вся притча – в одном действии. А все события спектакля – это события одного дня. Они переносят нас в древнюю страну ацтеков, поклоняющихся Богу Солнцу. Люди верят, что если не принести Солнцу утреннюю жертву, то оно разгневается и не озарит больше грешную землю своими живительными лучами. А потому восемь юношей и девушек должны умереть за час до рассвета… Молодые люди горды тем, что выбрали именно их, ибо свято убеждены, что эта жертва не бессмысленна.
По-разному ждут они своей участи: кто-то спокойно, кто-то со страхом… Находится среди них и “бунтарь” – человек, пытающийся сказать, что все эти жертвы – обман, они не нужны Солнцу, ибо ему все равно… Однако не так просто отказаться от того, во что веришь почти всю свою жизнь. А потому, даже зная правду, человек предпочитает жить во лжи. Голос одного здравомыслящего человека заглушается хором жрецов и фанатиков, способных пойти на все, лишь бы в их собственной жизни все оставалось без перемен.
Почему молодые актеры обратились к этой сложной проблематике, актуальна ли она сегодня? Думаю – да. Ложь и самообман по-прежнему сопутствуют нам. На всех уровнях – будь то трагедия “Курска”, наше отношение к недалекому прошлому страны или готовность той же молодежи поддаться любому дурману, лишь бы не брать на себя ответственности, не думать о завтрашнем дне. И в этом смысле спектакль “Утренняя жертва” попадает в цель. Он будоражит мысли и чувства, лишает покоя. И дело не только в смысловой точности и емкости текста пьесы; в момент кульминации спектакля актеры вообще не произносят ни слова. Ибо не менее выразительна их пластика, сами мизансцены.
В этом спектакле хореографии вообще отводится большая, если не главная, роль. Этим, думаю, в первую очередь и объясняется его сильное эмоциональное воздействие на зрителей. Словами можно выразить далеко не все. А кроме того, каждый сидящий в зале невольно проецирует на себя и свою жизнь происходящее на сцене. Впрочем, на то она и притча, чтобы побудить человека не уходить от трудных вопросов, а значит – от истины…
П.ДОРОФЕЕВА.