В поисках утраченного

Мы уже сообщали о недавних гастролях в Москве Татарского театра драмы и комедии им.

Мы уже сообщали о недавних гастролях в Москве Татарского театра драмы и комедии им. К.Тинчурина. И теперь хотелось бы остановиться на этом событии театральной жизни чуть подробнее, взглянуть на него глазами москвичей, впервые обративших серьезное внимание на этот творческий коллектив год назад, во время его первых гастролей.


Нынче москвичи вновь увидели “Угасшие звезды” К.Тинчурина, “Башмачки” Т.Гиззата и Дж.Файзи и современную комедию “Гайфи бабай, женись давай” Г.Зайнашевой. Ну а сюрпризом для них стали три премьеры прошлого сезона – “Мамаша Кураж и ее дети” Б.Брехта, “Весенние причуды” Р.Сагди и “Как выйти замуж?” Н.Гаетбая.


Легкость и мобильность, быстрый отклик на призыв зрителя – это в традициях тинчуринцев. Ведь театр долгое время существовал как передвижной филиал Татарского академического театра (как тогда говорили, “для обслуживания рабоче-крестьянского населения страны”). По сути, артисты этого театра выполняли такую же высокую просветительскую миссию, как в свое время художники-передвижники в изобразительном искусстве.


Нынешний директор театра Роберт Абульмамбетов, актер по образованию, – человек энергичный и умный, прирожденный организатор. Он прекрасно понимает цели и задачи, стоящие перед коллективом, необходимость смены творческих приоритетов и поиска новых “рычагов” привлечения зрителей в театр.


Что же является залогом нынешнего и будущего успеха театра? Прежде всего сильная драматургия. В репертуаре театра – мировая и татарская классика, проверенная временем советская драматургия, новые пьесы молодых и уже известных авторов.


Кроме того, театр им.К.Тинчурина пытается возродить на своей сцене то, что историче-


ски было упущено. А именно – музыкальную комедию и мелодраму. Если, к примеру, Италия – это родина оперы, которая зародилась здесь в далеком XVI веке, то в истории татарского театра исключительную роль сыграла именно музыкальная комедия. Со временем это как-то подзабылось, и музыкальная комедия была вытеснена с драматической сцены другими жанрами. И вот теперь тинчуринцы пытаются наверстать упущенное.


Сегодня на сцене театра, наряду с эпическим, довольно суровым повествованием о древней истории татарского народа в спектакле “Течет река Итиль” Н.Фаттаха, психологической драмой “Вдовий пароход” И.Грековой или драмой Х.Тухватулловой “Берегите любовь”, идут музыкальные комедии и мелодрамы Х.Вахита, Т.Миннуллина, Р.Сагдеева и другие. Они нравятся зрителям не только потому, что просты, доступны для восприятия, но и тем, что затрагивают ситуации и проблемы, с которыми зритель постоянно сталкивается в своей обыденной жизни. Например, проблема взаимоотношений взрослых детей и престарелых родителей с юмором обыгрывается в комедии “Гайфи бабай, женись давай” Г.Зайнашевой, где старика Гайфи великолепно сыграл народный артист РТ Наиль Шайхутдинов, а его жену Закию народная артистка РТ Ляля Миннуллина. В грустной комедии “Как выйти замуж?” Н.Гаетбая те же актеры выступают уже в роли заботливых родителей двух взрослых дочерей на выданье…


Третья музыкальная комедия, показанная москвичам, – “Весенние причуды” Р.Сагди воспринимается в этой цепочке спектаклей как звонкое весеннее интермеццо, хотя и здесь затронута довольно болезненная для современного общества тема – сильных, берущих все и вся на свои плечи женщин и слабых, мельчающих на глазах, а то и вовсе спивающихся мужчин. Перед нами проходит вереница характеров и судеб – властная, постепенно черствеющая душой Мадина (Т.Файзуллина), наивная и доверчивая (чем-то похожая на героинь Лии Ахеджаковой) Бибинур (Х.Шакурова) и другие. Здесь также хочется отметить работу композитора и аранжировщика Чингиза Абызова, который всегда, соблюдая меру, умеет оттенить музыкой яркие моменты спектакля.


На особом положении в репертуаре театра – искрометная музыкальная комедия Т.Гиззата и Д.Файзи “Башмачки”. Не случайно именно этим спектаклем театр открыл гастроли. В “Башмачках” много юмора, задора, много музыки, хореографии. При всей наивности сюжета от спектакля получаешь эстетическое наслаждение.


К татарской театральной классике относится и музыкальная мелодрама “Угасшие звезды” К.Тинчурина, которая не сходит со сцены уже много лет. И хотя многие москвичи спектакль уже видели, невозможно смотреть без волнения и слез историю трагической любви Сарвар и Исмагила. Гибель героя, сумасшествие Сарвар – эти сцены действительно потрясают. Как и музыка Салиха Сайдашева, исполнение татарских народных песен “Атня”, “Жатва”, “Песня рекрутов”, “На заре” в аранжировке Чингиза Абызова.


В театре, если не все, то очень многое зависит от мастерства режиссера. И здесь традиции и преемственность играют немаловажную роль. От самого первого режиссера театра – репрессированного в 1937 году Гали Ильясова, которого затем сменяли другие режиссеры – яркие и не очень, эстафету в 1993 году принял Рашид Загидуллин, выпускник Щукинского училища. Он впитал все лучшее, что есть в вахтанговской школе – ее реалистическую основу, глубину, яркую театральность, зрелищность. Пережив трудный период преодоления хаоса, не покладая рук, порой жестко устанавливая дисциплину, он вернул-таки в театр атмосферу творчества и вывел его в число лидеров театральной жизни республики.


В Москве, хотя в целом театр имел успех, некоторыми зрителями он был встречен настороженно. Но, с другой стороны, редкость визитов театра в столицу не способствует быстрому установлению контакта. В Москве больше привыкли к “татарским концертам”, нежели к полноценным гастролям с серьезным репертуаром. Думается, в следующий приезд театра в Москву, который запланирован на будущий год, тинчуринцам будет уже легче найти взаимопонимание со столичной публикой.


Наиля ГАРЕЕВА.


Москва.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще