18 мая 2022

«Зависть богов»

Опубликовано: 17.11.2000 0:00

Режиссер Владимир Меньшов после пятилетнего перерыва снял новую картину — «Зависть богов». И, по уже сложившейся традиции, официальная кинокритика разругала ее в пух и прах. Так было с «Ширли-мырли», с «Москвой», которая «слезам не верит». Меньшова постоянно ругают за то, что он снимает… массовое кино.


МЕНЬШОВ: Несколько лет назад я написал заявку на картину, которая называлась «Зависть богов». У меня был замысел эротического откровенного фильма, где надо показать все потрясения, которые страсть приносит людям. Заявка тогда не была реализована, потом мы ее несколько лет переделывали со сценаристом Мариной Мареевой — и вот сегодня получилась эта картина.


Режиссер определяет ее жанр как трагедию. Трагедия впервые появилась в его творчестве. Владимир Валентинович снял пять фильмов: «Розыгрыш», «Любовь и голуби», «Москва слезам не верит», «Ширли-мырли» и вот теперь — «Зависть богов». Все эти фильмы не похожи друг на друга ни по темам, ни по жанрам: после комедии-буфф режиссеру захотелось исследовать совсем иное направление киноискусства.


МЕНЬШОВ: Мне неинтересно разрабатывать одну и ту же тему. А главное, я ищу то, что меня самого удивит и заинтересует, не по аналогии к предыдущему, даже наоборот. Приступая к материалу, думаю: вот это я уже знаю, это умею, эту игрушку я уже разломал, знаю, из чего она состоит. А вот из чего состоит трагедия, мне было любопытно, поэтому и взялся за этот жанр.


«Зависть богов» — трагедия времени. Возлюбленный главной героини — французский журналист, аккредитованный в России. Она замужем, он женат, к тому же оба, как представители средств массовой информации, находятся под колпаком у КГБ. Влюбленные знают, что им отпущены мгновения счастья, у них нет будущего, им приходится таить свою страсть от окружающего мира, в котором политика запросто может поломать личные судьбы. Так и случается: за резкую статью о подбитом над нашей страной американском пассажирском самолете «Боинг» Андрэ высылают из Союза, а Соня остается перед бездной…


Фильм повествует об андроповском времени в России. Есть здесь потрясающие приметы времени: страх перед КГБ, облавы в кинотеатрах на людей, находящихся не на работе, подпольный просмотр эротических видеокассет… Великолепна работа художника и оператора Владимира Васильева и Павла Курумова: панорама Лубянской площади со стоящим посередине памятником Дзержинскому — эти кадры снимались в двухтысячном…


МЕНЬШОВ: Понятно, это комбинированные съемки. Владимир Васильев творил у нас чудеса еще на «Ширли-мырли». Если б мы делали их на компьютере, пришлось бы заплатить бешеные деньги, а мы старым дедовским способом при помощи черной бумажки, ниточек, клея получили не менее классный результат. (Зрители помнят сцену, где трое братьев, которых играл один актер — Валерий Гаркалин, одновременно находятся на экране, да еще умудряются и обняться, и руки друг другу пожать!) А с Дзержинским так было: ребята сделали макет памятника, наложили изображение на панораму Лубянской площади, получилось, как в кинохронике.


Все фильмы Владимира Меньшова отличает высокий профессионализм во всем — от бытовых деталей до работы актеров. При этом режиссеру удается угадать профессионализм и в дебютантах. Так он открыл для кино талант Дмитрия Харатьяна в «Розыгрыше», помог освоить новое комедийное амплуа Валерию Гаркалину в «Ширли-мырли». В «Зависть богов» на главную мужскую роль Меньшов тоже пригласил дебютанта — Анатолия Лобоцкого.


Этот талантливый актер, уже десять лет играющий на сцене театра им.Маяковского ведущие роли, в кино не снимался. Приглашали много, но сначала не было времени — играл в театре по тридцать пять спектаклей в месяц, потом его отчаялись приглашать… Соавтор Меньшова по сценарию Марина Мареева предприняла попытку предложить Толю на роль француза Андрэ. И Меньшов оценил актера.


МЕНЬШОВ: Сначала мы хотели снимать в роли Андрэ настоящего француза или американца, англичанина, поляка. Но чем ближе подступали съемки, тем больше мы понимали, что эти актеры будут нас безумно лимитировать по времени, мы будем думать не о фильме, а о том, чтобы успеть отснять зарубежного гастролера. (Так было с ролью, которую играл Жерар Депардье — знаменитый француз смог приехать на съемки лишь на один уикэнд. Хорошо, хоть роль у него была эпизодическая — он играл старого француза, который привел в дом главной героини ее возлюбленного.) И мы поняли, что надо приглашать русского актера. Биографию придумали, что он наполовину русский, из эмигрантской семьи. Ход был в сторону уже взрослого актера, но не знаменитого, чтобы у зрителя до финальных титров сомнения оставались — а не настоящий ли это француз-эмигрант?


Марина Мареева посоветовала посмотреть Толю Лобоцкого. Сделали мы пробу, и я поверил в него. Мне кажется, что мы действительно открыли звезду, которая сейчас будет востребована кинематографом — героев такого возраста, такого плана у нас немного.


В одном из интервью Владимир Меньшов назвал Анатолия «русским Аленом Делоном». Он красив благородной зрелой красотой, его глубокие синие глаза освещают все любовные сцены фильма одухотворенностью. А сыграть ему пришлось сразу по высшему пилотажу. В новом фильме режиссер впервые коснулся одного из сложнейших пластов в кинематографе — эротических эпизодов.


МЕНЬШОВ: Я увидел возможность рассказать историю любви не банальным рутинным способом: вот они встретились, поцеловались — и в затемнение ушли. Тут неизбежны сцены интимные. Как это сделать — никто из нас не знал, приступая к съемкам. Например, сцену, когда главные герои приходят снимать квартиру и жадно бросаются друг к другу, мы переснимали три раза, чтобы получилось то, что сейчас на экране. Причем это идет с такими нервными затратами — все стесняются, не знают, как преодолеть себя, хотя понимают результат. Как быть? Может, не панорамировать в ту сторону, где будут плавки или колготки? Нет, не получается… Тогда придумывается еще что-то — и в итоге рождается нечто поэтическое и откровенное, но в то же время не похабное! Вот эту грань найти было трудно и важно.


Интервьюеры саркастически спрашивают Меньшова: не было ли ему неловко наблюдать за своей женой в интимных сценах — главную женскую роль в фильме играет Вера Алентова. Он признается, что на съемках были моменты смущения, стеснения… Но уж если взялись за дело, надо доводить его до конца. Важен результат: фильм, который принесет радость и грусть, раздумья и отдохновение зрителям. А зрители у этого фильма будут. Как официальная критика не принимает массовое творчество Меньшова, так массовый зритель отвечает ей заполненными кинозалами и очередями в видеопрокате.


Анна БЫЧКОВА.


ИА «Московские новости» — для «РТ»

image_printРаспечатать

Выпуск: № 251 (24288)


  1. Гергана Тодорова - Болгария:

    О фильме «Зависть богов»

    Я в восторге от этого фильма, от Вера и от Атолий… Нет слов больше!!!
    Молодец Меньшов!!!
    Я смотрела эго много раз и буду смотреть … еще много, много, много раз!!!!

Добавить комментарий

17.05.2022

Люди из «железного города»

В прошлом году в Лаишевском музее побывали 22 710 туристов

От уровня подготовленности музейного работника как экскурсовода, его знания истории и культуры народов, населяющих тот или иной регион зависит успех любого социокультурного мероприятия. В этом плане показателен пример директора музея Лаишевского края им. Г.Державина Фариды Муртазиной.

 

2500
16.05.2022

Тюркский мир на большом экране

В минувшую пятницу в казанском кинотеатре «Мир» стартовали Дни тюркского кино.

3550
16.05.2022

Пять вечеров под «Белой сиренью»

В Казани пройдёт первый концерт XI Международного фес­тиваля имени Сергея Рахманинова «Белая сирень»

Фестиваль, основанный в 2011 году, – одно из самых крупных мероприятий, проводимых Государственным академическим симфоническим оркестром Татарстана.

3960
13.05.2022

Тридцать пять лет в свободном полёте

13  мая в Казани на сцене театра имени М.Джалиля открылся юбилейный XXXV Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева.

6820
06.05.2022

В учреждениях культуры  всплеск посещений

Посещаемость музеев Татарстана в первом квартале 2022 года по сравнению с таким же периодом 2021­-го выросла на 17,8 процента.

7270

Мнение

Айрат ХАЙРУЛЛИН, министр цифрового развития госуправления, информационных технологий и связи РТ:


Интернет в нашей республике стал таким же привычным явлением, как газ, вода и электричество. В прошлом году запущена программа по проведению скоростного интернета на селе. К 346 населённым пунктам, где проживают по 200–300 человек, подвели оптику. Общий охват составил 40–50 тысяч пользователей. В этом году планируется подключить ещё сто тысяч домохозяйств.

Все мнения
  • Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров