Отношение к Роману Виктюку и его театру было и остается неоднозначным. Бесполезно даже пытаться подвести его творчество под заранее заданную схему. Вот как сказала о нем заслуженная артистка России Эра Зиганшина: “Представьте, что вы идете через пустыню и мечтаете о глотке воды. А вам вдруг подают бокал прекрасного холодного шампанского. Вот что такое Виктюк”.
По достоинству оценить эту аллегорию могли те, кто пришел 30 октября в УНИКС посмотреть спектакль театра Романа Виктюка по пьесе итальянского драматурга Ручелло “Фердинандо”. Это спектакль о любви. Как, впрочем, и все остальные постановки Виктюка. О любви во всем многообразии ее проявлений.
Старая больная баронесса донна Клотильда (Эра Зиганшина), ее кузина и приживалка старая дева донна Джезуальда (Ольга Онищенко), святой отец дон Кателлино (Николай Добрынин) – все они в мгновение ока преображаются и со всей страстностью отдаются своему чувству к молодому красавцу Фердинандо (Алексей Головин). Но любовь не делится на три. Каждый из них хочет обладать Фердинандо безраздельно, что в итоге приводит к трагедии. Фердинандо оказывается вовсе не ягненочком, а расчетливым и хладнокровным обольстителем, блестяще разыгравшим свою партию. Но когда из жизни героев уходит любовь, уходит и радость, и все возвращается на круги своя…
Перед спектаклем мне удалось побеседовать с Николаем Добрыниным – единственным из всей четверки штатным артистом театра Романа Виктюка.
– Спектаклю “Фердинандо” уже много лет. Вы играете его в разных городах и перед разной публикой. Что-нибудь в нем изменилось за время, прошедшее после премьеры?
– Вы сами ответили на свой вопрос. Мы никогда не играем одинаково. Мы все люди и подвержены разным эмоциям. В зависимости от них и на сцене каждый раз получаются другие характеры. Кроме того, меняемся мы сами, а значит, меняются и наши герои.
Я хочу подчеркнуть, что это один из самых красивых спектаклей театра Романа Виктюка. Мы привезли с собой великолепные декорации, что сейчас для гастролей – нонсенс. Люди привыкли, что приезжают артисты с двумя стульями – и пошло-поехало. У нас все не так: мы возим с собой целый “КамАЗ” с декорациями, и они очень украшают спектакль. Когда нам сначала сказали, что зал УНИКСа не приспособлен для таких декораций и, возможно, они просто не поместятся на сцене, мы по-настоящему испугались. Но, слава Богу, все обошлось.
– Играя у Виктюка, вы живете в каком-то придуманном им одним мире. Сказывается ли это на вашем собственном мироощущении, на вашей жизни?
– Всем актерам театра Романа Виктюка присуще постоянное пребывание в состоянии любви. Мы живем, мы любим, мы играем любовь… Это состояние души крайне благоприятно для всех нас, и если мы смогли донести это до публики, значит, играли не напрасно.
– Каким должен быть актер театра Романа Виктюка?
– Во-первых, он должен довериться Виктюку раз и навсегда. Виктюк – очень мгновенный, реактивный человек. И не надо пытаться стать с ним вровень. Бывает и так, что подолгу не понимаешь, что же он имел в виду, и только лет через 5-6 тебя вдруг озаряет. И это не потому, что мы такие тугодумы. Просто Виктюк живет в ином измерении.
Кроме того, актеры его театра обязательно должны быть пластичными, должны уметь танцевать. Должны быть красивыми, и не только душой.
– Что вы сейчас репетируете?
– На подходе у нас премьера. Пьеса называется “Мой легионер” и посвящена Эдит Пиаф, которую будет играть грузинская джазовая певица Нуца. Пьеса очень интересная, и я играю там с большим удовольствием. А вообще я занят практически во всех спектаклях и все время играю главные роли. У меня не бывает эпизодических ролей.
– Много говорят о нетрадиционной сексуальной ориентации Романа Виктюка. Отражается ли это на отношениях внутри театра, с публикой?
– Все спектакли театра Романа Виктюка – про любовь. И среди них много спектаклей о любви одного мужчины к другому. Но смею вас заверить: в театре нет ни одного “голубого”. Но даже если бы это было не так, мы все люди, и каждый имеет право быть таким, какой он есть. Что касается публики, то она обычно нас принимает очень хорошо и все правильно понимает. Предвзято настроенная публика к нам просто не пойдет. Например, в спектакле “Служанки” все женские роли играют только мужчины. Но, когда мы выступали с этим спектаклем перед огромной аудиторией шахтеров, которые далеки от богемной жизни и ее специфических проявлений, они принимали нас “на ура”.
– А вы можете поделиться ощущением, что же это такое – играть женщину?
– Мужчина-актер – уже наполовину женщина. Он мыслит так же, испытывает те же чувства. И это большое счастье – чувствовать то, что подвластно только женщинам.
Беседовала
Гузель ГАЛИАКБАРОВА.