Легко ли быть реалистом

Нынче исполнилось 60 лет известному казанскому скульптору Альфреду Абдрашитову.

Нынче исполнилось 60 лет известному казанскому скульптору Альфреду Абдрашитову. Его творческая биография складывалась непросто, но образ времени, запечатленный в его многочисленных скульптурных работах, – один из самых жизнеутверждающих в изобразительном искусстве Татарстана.


– Альфред Хайруллович, вы родились, выросли и получили художественное образование в Казахстане, а дальнейшую судьбу связали с Татарстаном. Почему?


– В Казань я приехал потому, что здесь мои корни, моя историческая родина. Но при этом мне глубоко чужд национализм. Насколько опасное это явление, я ощутил еще в юности в Казахстане. И если бы я там остался, то скорее всего не состоялся бы как художник – слишком много там препон для татар, русских…


А родители мои оказались в Казахстане потому, что были репрессированы в 1937 году. Моя мать родом из Актанышского района. Сначала она вместе с сестрами была сослана на Алдан – золотые прииски Якутии. Но и после лагеря вернуться на родину им не разрешили. Так они оказались в Чимкенте, где мать встретилась с отцом, репрессированным из Томска.


Желание переехать в Казань крепло во мне. В 1962 году на Декаде татарского искусства в Алма-Ате я встретился с Харисом Якуповым и поделился с ним своей мечтой. Несмотря на его предостережения о трудностях быта, в 1965 году я приехал в Казань. Татарстанская столица поразила мое воображение своеобразием своей архитектуры.


В гостях у Хариса Якупова я познакомился с подполковником Гиглаевым Владимиром Ивановичем, начальником Казанского дома офицеров. Это замечательный, интеллигентнейший человек! Он помог мне обустроиться в городе и посоветовал идти преподавать в художественную школу. В то время в Казани было целых четыре детские художественные школы.


Здесь же, во дворе школы, стоял сарайчик, где я устроил свою первую мастерскую и вылепил скульптуру воина-освободителя для Бавлов.


– А чем вас привлекла военно-патриотическая тематика?


– Такое было время!.. Мы же были советские люди. Хотя мои родители были репрессированы, они никогда не говорили плохо о своем прошлом, да и не вспоминали его особенно… А у нас, детей, воспитывали патриотизм и любовь к Родине. Я с детства рисовал и Ленина, и Сталина… И мне это было интересно! С увлечением работал я и над трехфигурной композицией “Дзержинский, Ленин и Менжинский”. Сделал монумент “Проводы на гражданскую войну” (1968 г.) для творческой дачи скульпторов в Переславле-Залесском. Мою работу коллеги восприняли очень тепло. Как и мою композицию “Победа”, где мать встречает сына-фронтовика. Эту работу я перевел в красное дерево…


Ну а что касается вождей… Так ведь и на жизнь надо было как-то зарабатывать. А бюст Ленина в те годы был почти в каждом кабинете.


– Оправдала ли Казань ваши творческие ожидания?


– Я человек прямой, открытый по натуре. Многим это не нравилось. Поэтому меня 15 лет не принимали в Союз художников. Кое-кто из казанских коллег мне в открытую говорил: “Уезжай отсюда, нам конкуренты не нужны!” Всякое пришлось испытать. Случалось, и горькую пил… Но мне повезло с семьей – у меня прекрасная жена Луиза, которая родила двоих сыновей – Альберта и Аделя. Когда дети стали подрастать, я порвал с пьяными компаниями и все силы отдал творчеству. Я был участником нескольких всесоюзных выставок в Москве. В последние годы мы вместе с сыном Аделем создали целую галерею скульптурных портретов известных татарских писателей, композиторов, художников: часть их экспонировалась на моей недавней выставке в НКЦ “Казань”. А всего там было представлено 90 наших работ. Многих это удивило, а мне кажется, что сделано мало…


– Ваши сыновья тоже стали художниками?


– Адель окончил Пензенское художественное училище. Последние 10 лет мы работаем вместе. Альберт учился в КХТИ, но после первого курса его призвали в армию, и он попал в Чернобыль… Теперь помогает нам, он – резчик по дереву. Все трое мы как бы дополняем друг друга.


– Ваше творчество имеет реалистические основы, и вместе с тем почти в каждой работе присутствует что-то романтическое. Как это объяснить?


– Это от Бога и… родителей. Любовь к музыке, поэзии – это от мамы. Она и рисовала когда-то… А я в молодости писал стихи. Я очень чувствительный человек. И вижу в людях только хорошее. Если же человек мне не нравится, то ни за что не смогу его лепить. Уж лучше буду шить шапки! Это ремесло, кстати, я перенял от отца. Нынче скульптурных заказов почти нет. А если и бывают, то получаешь за свою работу в лучшем случае 10 процентов ее настоящей стоимости. И в такой ситуации быть только реалистом тяжело. Вот душа и воспаряет…


Беседовал


Назип ГАЛЕЕВ.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще