Бесценные образцы музыкальной классики прозвучали 12 декабря со сцены Государственного Большого концертного зала им. С.Сайдашева в исполнении великолепного дуэта – народного артиста России, органиста Рубина Абдуллина и звезды мировой оперной сцены Альбины Шагимуратовой.
Неудивительно, что концертный зал был переполнен. В программу вошли органные и вокальные сочинения Баха, Моцарта, Листа и Мендельсона. Рубин Абдуллин каждый раз очень тщательно выбирает регистры для исполняемой музыки, поэтому стиль органиста всегда отчетливо слышен. Альбина Шагимуратова обладает не только красивым, полетным голосом, но и очень тонко чувствует стилевые особенности произведений разных эпох, поэтому сложную программу победительница конкурса имени Чайковского исполнила блестяще. Зрители долго не отпускали музыкантов со сцены. На бис Рубин Абдуллин и Альбина Шагимуратова исполнили «Колыбельную» И.Брамса.
За несколько часов до концерта певица ответила на вопросы корреспондента «РТ».
– Ваша карьера началась с исполнения одной из самых трудных и техничных арий – арии Царицы ночи из «Волшебной флейты» Моцарта. Сегодня вы тоже исполните произведения этого венского классика, но в другом жанре.
– Для меня Моцарт – самый главный композитор. Я, наверное, перепела уже всего Моцарта. Но программа сегодняшнего концерта действительно нетипична для Казани, в нем прозвучит духовная музыка не только Моцарта, но и других композиторов в стиле барокко и романтизма.
– Что исполнять сложнее – духовные произведения или оперные арии?
– Духовная музыка совершенно другая. Ария Царицы ночи требует невероятной техники владения голосом. Это даже некое соревнование: споет певица высокую ноту или нет? Духовная музыка – это прежде всего разговор с Господом. Для меня духовная музыка Моцарта не представляет сложности в техническом плане, но есть более важная сторона – как исполнить произведение стилистически точно.
– В вашем репертуаре есть произведения татарских композиторов-классиков: Сайдашева, Жиганова, Яхина. Исполняете вы и более поздние сочинения, например «Ave Maria» Алмаза Монасыпова. Не планируете выступить в Казани с концертом, целиком состоящим из произведений татарских композиторов?
– Вы прямо как в воду глядите (смеется). Да, очень хотелось бы, и надеюсь, что в скором времени это мое желание осуществится!
– Вы неоднократно говорили, что не волнуетесь перед выходом на сцену, что у вас только «нормальный мандраж». Это так?
– Да, но здесь волнения, конечно, больше. Я неравнодушна к этому городу. Выступать перед своей, родной публикой – это одновременно и приятно, и очень ответственно.
– Возможно ли выйти на мировую оперную сцену, получив образование в России?
– Выйти на мировую сцену очень трудно. Я получила высшее образование в России, закончив Московскую консерваторию, но стажировалась в Америке. Конечно, обучение в России помогло мне, но моя карьера началась именно на Западе.
– Правда ли, что с этого года вы начали преподавать в Казанской консерватории?
– Да, это была идея Рубина Кабировича Абдуллина. Он уговаривал меня три года, предлагал взять одного-двух аспирантов. И в конце концов я согласилась. Надеюсь, что смогу чему-то научить своих аспирантов, чтобы они стали моим продолжением. Быть певцом – значит выбрать очень трудный путь. Нужно постоянно работать над собой, быть невероятно трудолюбивым. Ну и удача, без нее тоже никак…
– Есть мнение, что в России готовят исполнителей, а в Европе слушателей. Вы согласны с этим мнением?
– Отчасти – да, потому что западная публика более взыскательная. Например, если я приезжаю петь Моцарта в Австрию или Германию, то там уже слышали эталонное исполнение этой музыки и могут сравнивать. В России же публика изначально воспитана на русской музыке: Глинка, Чайковский, Рахманинов… Реже – на музыке Баха или Моцарта. Поэтому публику приходится еще и воспитывать.
– Последний вопрос: у вас есть любимое место в Казани?
– Да, это Кремль! Казанский не похож на другие. Люблю гулять там зимними вечерами, под светом фонарей, когда неспешно падает снег…
Регина БИКЧАНТАЕВА