Всю жизнь я крутился около писателей. Поэты, прозаики. Разные стили, характеры, судьбы. Разные по величине и яркости таланты. Пишущая братия сравнима с цветами в поле. Каких только нет. Большинство одинаковых, похожих на одуванчики. Встречаются изящные, как васильки, но с беззвучными колокольчиками. Иногда набредаешь на неизвестный тебе вид с удивительной раскраской… Редкий экземпляр! Такой цветок – как застывшая бабочка. Но бывают и такие, которых цветами язык не повернется назвать. Может, полынь? Клевер?
Сегодня мой рассказ – о трех поэтах, наших земляках и современниках. Их путь земной завершился, однако продолжают жить стихи. А еще воспоминания. На этот раз мои…
Комната поэта
Под кремлевским холмом тогда стояли дома. Невысокие, невзрачные. Теперь здесь газон. В один из этих домов я заходил дважды. Первый раз – весной 1981 года.
Помню проходной дворик с воротами под аркой. На лавочке, нагретой задницами, промывали соседям косточки бабульки, под ногами крутились детишки, сушил развешенное бельишко ветерок, умывались кошки. Щипало хлоркой от уборной. Там
Старушки покосились на нас подозрительно, и мы прошли наверх. Мы – это я, совсем молодой сочинитель, только что исключенный из университета, и прожженный жизнью поэт Ч., который повсюду читал одно и то же стихотворение: «Как ты женщинам врешь обаятельно. Как внимательно и обнимательно, как расчетливо действуешь ты». Среди взрослых собратьев по перу он молчал, начинал блистать только в компании неискушенных в поэзии. Позднее я нашел это произведение у Евтушенко.
Ч. уверенно вел меня по скрипучим ступенькам на второй этаж к своему другу, уже известному в Казани поэту Генке. В карманах плаща булькала жидкость, которая иногда для поэтов бывает важнее чернил. Немытый коридор коммуналки, все в паутине. На стенах висят тазики, велосипед.
Даже не стучась, Ч. толкает дверь. На пружинном матрасе, который занимает почти всю комнату, лежат двое – хозяин и его подруга. Они курят одну папиросу на двоих. Первое впечатление: он – смуглый и маленький, она – белая и большая.
Поэт, заложив руку за затылок и глядя мечтательно в серый потолок, как в весеннее акварельное небо, читал ей только что написанное стихотворение. На подоконнике стояла печатная машинка. Рядом – стопка желтоватой бумаги и синяя копирка. В уголке – ведро с окурками, вдоль стены выстроились пустые бутылки. Когда
Уходя, добавили к стеклянной таре свои две зеленые. Тогда бутылки не выбрасывали, а собирали и сдавали в пункты приема. Буханка черного стоила 16 копеек, а пустая «чебурашка» – 12 копеек.
Второй раз я оказался в этом доме уже в июне 1985 года. Пришел проститься…
«Капранова убила молния!» – эта новость быстро облетела всех казанских поэтов. Руководитель литстудии при музее М.Горького Марк Зарецкий сказал нам, чтобы собирались к 12.00 у дома поэта. Я опоздал минут на пять. Даже ворота еще были нараспашку. Поднялся в пустую комнату. Дверь не заперта. Все вверх дном. Тот же матрас, машинка на подоконнике. Под ногами – стихи и окурки. Я поднял один листочек, прочитал и запомнил наизусть. Видимо,
Он сказал мне: «Старожил я московский.
Покажу тебе, где жил Гиляровский».
Но глядит он
Мы спустились в погребок выпить пива.
Недоволен мой старик шумом-гамом,
Молча пиво пьет, стоит…
Я – с агдамом.
Что же, думаю, стоим? Истуканы?
Ну, и выпили мы с ним по стакану.
И сказал мне старожил:
«Хрен уж с ним уж…
Я не знаю, где он жил… Извини уж…»
Взял я кружку, что моя,
пену сдунул:
ничего, отец, да я так и думал…
Не наш человек в тюбетейке
Поэт Б. окончил Высшие литературные курсы в Москве, и, может быть, поэтому русский язык его напоминал ухоженный парк, где кусты аккуратно подрезаны ножницами садовника.
С иронией называл себя татарским поэтом с еврейскими корнями, пишущим на русском языке. Благообразная внешность, подстриженная седая бородка, маленькие пуговки глаз, ничего не выражающие. Кирпичики его книг также были безупречны…
Когда в начале 2000-х годов Б. перебрался на постоянное место жительства в Вену, это даже увеличило ряды его поклонников. Он сделал правильный ход, правда, сильно запоздал. Теперь уже не повесишь на себя ярлык «поэта-диссидента», не прокатит. Но все равно рейтинг его поднялся. Провинция смотрела на поэта снизу вверх. Он слал новые произведения из Европы, и их охотно публиковали в казанских журналах.
Стихи мне его никогда не нравились. Заявления Б. с трубкой во рту, что он мусульманин, воспринимались как пиар. Когда он умер, местное телевидение приехало домой к одному казанскому писателю Ф., и тот сказал добрые слова в адрес почившего. Я в это время тихо сидел на кухне и ждал.
Но вот телегруппа, свернув шнуры, ушла, и тогда Ф. признался мне: «Говорю я на камеру одно, а из памяти неожиданно выплыло совсем другое. Как-то по просьбе татарского журнала делал я с ним интервью. Он обстоятельно ответил на все вопросы, а в конце протянул мне свой пухлый томик, изданный там. Тепло надписал и говорит: „Слушай, за свой счет пришлось издавать, поэтому ты уж извини, заплати мне хотя бы сто евро!“
Как-то эти слова меня тогда резанули… Согласись, не по-нашему это! Не наш он человек. Чужестранец какой-то, хоть и в тюбетейке!»
Дверь в березовую рощу,
или История одного стихотворения
Первая особенность города Зеленодольска под Казанью заметна сразу: деревьев здесь больше, чем людей. Многие улицы обрываются прямо в лесу. Вышел человек с корзинкой из подъезда – и уже в березовой роще!
И жил у самой березовой рощи в хрущевке на улице Тихой Николай Антонов, самый что ни на есть народный поэт.
Зашел я к нему
За окном июль,
бушует грозник,
В доме непокой и тишина,
В доме непорядок,
В доме дождик,
В доме – равнодушная жена.
Я в постели,
вдребезги разбитый,
Паралич ликует надо мной.
Душу мне соборуют ракиты
И июльский дождик проливной.
Лишь одна кровиночка
погожая
Согревает влажное жилье.
Девочка, так на меня похожая,
Гладит кукле туфелькой белье.
Это – про него, Николая. Однажды в дубняке укусил его клещ. И грянула беда: энцефалит, паралич. Молодая жена упорхнула бабочкой. И только мать терпеливо отпаивала сына из ложечки подогретым кагором, освященным в церкви села Гари.
И чудо случилось! Однажды посреди ночи на ноге как будто бы маленькая лампочка зажглась. Это мизинец ожил. Так, через мизинец, жизнь вернулась в тело. Первым делом пошел Коля в лес и полную корзину подберезовиков набрал…
Книжка у него в Казани так и не вышла, а школьные тетради с новыми стихами куда-то затерялись. Одно из стихотворений Николая Антонова сегодня я привел по памяти. Возможно, не точно. Мне кажется, это единственное произведение, которое сохранилось от поэта!
На прощанье подарил мне поэт любительскую фотокарточку, где стоит он посреди зеленодольской улицы в кепке набекрень и трясет лисицей в руке, пойманной тут же у сарая. Больше мы не виделись. С тех пор прошло 23 года…
Адель ХАИРОВ