В новом сезоне татарстанские театры не сговариваясь анонсировали премьеры по произведениям мировой классики – Чехову, Мольеру, Брехту… И первым в этом ряду стал спектакль «Дядя Ваня» в Набережночелнинском татарском драматическом театре.
На состоявшейся накануне премьеры пресс-конференции режиссер-постановщик Фаиль Ибрагимов объяснил свой выбор так: «Чехова ставит весь мир, и татарские театры не исключение. Но
…Открывается занавес. Перед взором зрителей обычная деревенская комната, где под потолком криво висит пустая рама из-под картины. Не является ли это символом пустой, бесцветной, несложившейся жизни обитателей дома Войницких?
Спектакль, поставленный Ф.Ибрагимовым, о добрых, умных, талантливых людях, переживающих момент острого, драматического осознания тусклости своего существования, понимания того, что всю жизнь они занимаются не своим делом, и потому ни одна их мечта не воплотилась в реальность. Астров мечтал преобразить землю лесами, но это не стало делом его жизни. Дядя Ваня мог стать светлой личностью, Достоевским, Шопенгауэром – и тоже не стал… Молодая и красивая Елена выходила замуж за умного и успешного ученого, но в результате оказалась женой больного занудного отставного профессора. Единственно Телегин по прозвищу Вафля живет в мире и согласии с собой, потому как «погода очаровательная, птички поют… чего еще нам».
«Во всем уезде было только два порядочных, интеллигентных человека: я да ты, – с горечью говорит Астров дяде Ване. – Но в какие-то десять лет жизнь обывательская, жизнь презренная затянула нас… и мы стали такими же пошляками, как все». Астров, каким его играет Ильфат Аскаров, внешне уравновешенный, но на деле смертельно уставший человек. Будни земского врача в глухом деревенском захолустье, где в избах грязь, вонь и народ вповалку, сделали из него циника. Как не постареть и не начать пить от скудости духовной? Один лишь раз встрепенулась его душа. Он увидел некую жар-птицу, невесть как залетевшую в эту глухомань, – Елену Андреевну, жену профессора Серебрякова. Но из этой мимолетной интрижки ничего не вышло, и его глаза снова потухли, все вернулось на круги своя…
Преображается при встрече с Еленой и дядя Ваня (Фоат Зарипов). Но если для Астрова это не более чем эпизод, то для Войницкого любовь к Елене – это вновь обретенный смысл жизни, ее последний шанс. Зарипов убедительно прослеживает логику поведения своего героя от привычного равнодушия к счастливой влюбленности, надежде на осмысленное существование и взрыву отчаяния, пониманию невозможности
Профессор Серебряков в исполнении Равиля Гилязова предстает неоднозначной фигурой. С одной стороны, он эгоистичен, высокомерен и брюзглив, а с другой – перед нами обычный немощный старик, никому не нужный и жалкий в своем стремлении поддерживать миф о себе как большом ученом.
Вместе с тем, мне кажется, что в спектакле необходимо точнее расставить некоторые акценты. К примеру, остается впечатление, что Войницкий стреляет в Серебрякова не от ощущения крушения жизни, а из-за предложения профессора продать дом. Но, скорее всего, это лишь последняя капля, а само решение созрело давно – от безысходности и утраты смысла жизни. Именно отсюда наивысший момент отчаяния – выстрел и попытка самоубийства.
На мой взгляд, требует некоторой корректировки и трактовка образа Елены. Коль скоро в жизни двух незаурядных мужчин, Астрова и Войницкого, она играет столь значительную роль, значит, в ней есть некая женская неотразимость, и от исполнительницы этой роли Зубаржат Халиковой ждешь
Рядом с Еленой особенно отчетливо проступают великодушие и доброта Сони (Чулпан Садыкова). При этом актриса столь же убедительно передает ее страдания от безответной любви, от того, что она некрасива… Но тем не менее именно некрасивая страдающая Соня утешает в финале дядю Ваню, говоря о необходимости жить несмотря ни на что. «Надо жить…» – повторяет она, невольно заставляя вспомнить, что этими же словами чуть позже будут прощаться со своими несбывшимися мечтами чеховские сестры Прозоровы…
Свою лепту в создание чеховской атмосферы спектакля вносят и артисты, занятые в эпизодических ролях: няня Марина (Гульнара Файзерахманова), которая без суеты делает свое дело, и мать Войницкого Мария Васильевна (Энже Шигапова) – своеобразный осколок дворянской культуры, сохранившая стать и манеру говорить с французским прононсом. Заслуживает внимания и Разиль Фахертдин в роли Телегина, точными штрихами рисующий социально-психологический портрет приживала и нахлебника.