В бальном зале казанского «Корстона» для желающих открылись тайны российских государынь «галантного» восемнадцатого века.
Столицу Татарстана впервые посетил известный телеведущий, писатель и историк Эдвард Радзинский. На днях драматург выступил здесь со своей новой программой «Царство женщин» из цикла «Тайная Россия».
Краткость называют сестрой таланта. Может, и так. Однако не всегда. Что такое минуты, часы и даже дни для человека, посвятившего свою жизнь истории, измеряющей время столетиями и даже тысячелетиями? Ради трехчасовой лекции о парадоксах «царства женщин», о времени, когда в стране, по словам автора, «традиционного женского бесправия» на протяжении века самодержавно правили пять императриц, он прибыл в Казань.
– Мне говорили, что это безумно красивый город. Как трепетало сердце, когда я понял, что на улице Баумана меня окружают только старые дома, к полному изумлению, находящиеся в превосходном состоянии! В этом месте чувствуешь, что переносишься в город с богатейшей историей. Это очень вдохновляет, – поделился Эдвард Радзинский впечатлениями от знакомства со столицей республики.
Талант без краткости
Еще накануне творческого вечера писатель встретился с журналистами на пресс-конференции, где в своем неподражаемом стиле провел небольшую презентацию своего будущего выступления. Эдвард Радзинский умело закинул в аудиторию удочку с приманкой в форме изысканных идей и незаконченных суждений, услышав которые, уже невозможно отказаться от посещения самого творческого вечера.
– Я считаю, что восемнадцатый век был последним в нашей истории, когда политикой правила любовь. В России дамы всегда находились в определенном, не слишком комфортном, положении. Возьмите пословицы: курица не птица – баба не человек; кому битой быть? Бабе, за то, что баба… Парадокс, что в государстве с таким незавидным отношением к женщинам было пять императриц, единолично правивших страной, – высказал основной тезис своего выступления Радзинский. – Перед ними гнули спины миллионы мужчин. От каждой зависела трехсоттысячная русская армия. И весь век они правили, часто с помощью гвардии, которая весьма галантно, хоть и не без крови, приглашала их на престол.
Эдвард Радзинский признал, что всегда интересовался, как личная жизнь женщин отражалась на политике. По словам историка, многочисленные иностранные послы и их шпионы целыми днями ломали головы: что таит в себе переменчивое сердце государыни и каким образом это скажется на государственных делах?
– Мужчины в том веке тоже были необычайно талантливы… Но у них была формула успеха особого рода: как правило, это талант донжуана. О таких говорили: «Я не поручил бы ему ни жены, ни дочери, но мог бы свершить с ним великие дела». Таковы и были эти мужчины, – рассказывает Эдвард Радзинский.
Стране не помешает женская рука
Сегодня, по мнению Эдварда Радзинского, России не хватает в политике женщин, чья внутренняя сила могла бы помочь стране в решении многих проблем. Мы живем в исключительно мужском по политическим параметрам государстве, утверждает он.
– Российские женщины всегда выступали за эмансипацию, но так и не смогли ее добиться. Даже после Великой Октябрьской социалистической революции, которая объявила равноправие полов, в Политбюро была только одна женщина – Екатерина Фурцева, и то на короткий период, – напоминает он, с загадочным видом добавляя: – Женщины всегда должны мечтать о равноправии, но не стоит его достигать, это очень опасно.
Эти немного провокационные тезисы и есть тот «рыболовный крючок», уже не позволивший отказаться от посещения творческого вечера, чтобы узнать, как драматург продолжит свою мысль…
– Я в жизни лишь наблюдатель. Если идет толпа, вы не увидите меня в ней. Но я буду неподалеку, чтобы описать ее и разузнать, зачем эта толпа собралась, – делится историк своей жизненной позицией.
На его взгляд, итоги правления российских императриц оставляют место для размышлений. Но историю в наше время воспринимают больше как «учительницу», в то время как она является, скорее, «надзирательницей», которая больно и беспощадно бьет, если люди не усваивают уроков прошлого…
– Сейчас появилось такое понятие, как «патриотическая история» – этого я не принимаю. История такая, какая она есть, и даже ради самых важных патриотических целей нельзя объявлять местами побед те, где государственный корабль потерпел крушение… Горе такой стране – она будет вновь и вновь повторять невыученный урок, – предостерегает Эдвард Радзинский.
Любимая императрица писателя
Драматург рассказал, что в преддверии авторского вечера набирался вдохновения не только среди древних казанских домов, но и в академическом театре имени Качалова, где побывал на спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро».
– После такого замечательного спектакля мне захотелось вновь вернуться к работе в театре! – поделился впечатлениями Эдвард Радзинский, отметив хорошую работу актеров и мастерство режиссера.
Таким достаточно долгим был его путь к выступлению в «Корстоне» – основной цели визита писателя в Казань. Им двигала необходимость проникнуться атмосферой города и возможность познакомиться с потенциальной публикой прямо на улицах, а не в полумраке концертного зала.
Стоит признать, историку удалось вызвать ажиотаж: просторный бальный зал гостинично-развлекательного комплекса к началу его выступления заполнился до отказа, даже несмотря на то, что цены на билеты достигали пяти тысяч рублей (однако стоимость самых дешевых билетов оказалась ровно в десять раз меньше – их могли позволить себе даже студенты).
Публика на вечере собралась разношерстная: от пожилых супружеских пар до говорливой молодежи. На протяжении всего выступления в зале, на удивление, сохранялась полная тишина – Эдвард Радзинский сумел более трех часов прочно удерживать внимание зрителей. У выступления не было ярких декораций или изысканного музыкального сопровождения, посреди пустой сцены – лишь один человек за маленьким столиком.
Историк в своем стиле поведал о малоизвестных деталях истории, тайнах жизни русских императриц, о том, как их любовные игры меняли порой политику целых государств. Словом, это определенно не та история, которую преподают в школе, – драматург не только рассказывал, но и как будто перенес весь зал в восемнадцатый век.
Вот уже осталось позади запланированное время окончания творческого вечера, а Эдвард Радзинский все говорил и говорил… И никто в зале не смотрел на часы. Казалось, что драматург, погрузившись в прошлое, позабыл о времени настоящем. Но он неожиданно поставил финальную точку.
– Признаюсь: Екатерина Вторая – моя любимая императрица. Я мог бы рассказывать о ней до утра. Но нам нужно все-таки расстаться. Я расскажу про нее, если мы