«Забытое старое» обновили на сцене

В минувшую среду с малой сцены казанского театра имени Качалова прозвучала пьеса Саляма Карамова «Carpe diem» – «Живи настоящим». Заслуженные артисты республики, озвучившие героев произведения, доказали зрителям, что обыкновенная читка пьесы может быть настоящим событием и частью масштабного культурного движения, набирающего силу в Татарстане.

Автор статьи: Роман МЕДНИКОВ

information_items_10124878

В минувшую среду с малой сцены казанского театра имени Качалова прозвучала пьеса Саляма Карамова «Carpe diem» – «Живи настоящим».

Заслуженные артисты республики, озвучившие героев произведения, доказали зрителям, что обыкновенная читка пьесы может быть настоящим событием и частью масштабного культурного движения, набирающего силу в Татарстане.

Салям Карамов – литературный псевдоним Альбины Абсалямовой и Алены Каримовой, написавших в соавторстве этот драматургический текст. За режиссуру читки взялся заслуженный артист республики Илья Славутский, а роли персонажей пьесы исполнили еще десять профессиональных татарстанских артистов.

Когда слова – искусство

Такой формат выступления сегодня в точности соответствует расхожему выражению «Все новое – хорошо забытое старое». Несколько лет назад в репетиционном зале Качаловского театра уже проходили актерские читки современных пьес с участием авторов. Гостями на них были известные российские драматурги Вадим Леванов, Юрий Клавдиев, Ярослава Пулинович… Читка пьесы – это уникальный способ презентовать зрителям новое произведение, даже не репетиция, а, казалось бы, простое чтение текста по ролям. Вместе с тем это логически завершенное зрелище, выполненное в изящном минималистичном стиле.

Когда чтецы появились на сцене, где всего-то и декораций – одиноко стоящие стулья да разбросанные вокруг страницы с текстом, зрители приняли их с восторгом. Причина – камерная, душевная атмосфера, созданная уютной тишиной и приглушенным светом малой сцены, и, конечно, возможность прикоснуться к «сырой», практически закулисной жизни театра.

Пьеса рассказывает историю обыкновенных людей, с настоящими чувствами и повседневными заботами, захлестнувшими коллектив редакции небольшого литературного журнала, которому грозит закрытие. История подняла непростые вопросы. Например, что первостепенно: искусство или выгода? Имеет ли будущее литература в бумажных печатных изданиях?

Это не первое и не последнее произведение, которое артисты зачитали казанцам со сцены. Читки пьес продолжатся в творческой лаборатории «Угол» до 20 ноября. Например, в это воскресенье зачитают «Телеграмму» Олега Михайлова, а в понедельник – «Сказку про Алешу Царевича и Волчиху лесную» Алексея Егорова.

Драма ждет всю страну

Эти и другие произведения прошли во второй этап международного конкурса пьес «PRO/Движение», проводимого Центром современной драматургии и режиссуры «Центр. Первый», который создан при поддержке Министерства культуры республики, фонда поддержки современного искусства «Живой город», Союза театральных деятелей Татарстана, а также Казанского драматического театра имени Качалова и Татарского академического театра имени Камала.

Задачей центра «Первый» стали развитие в Казани и Татарстане современной драматургии, создание репертуарной базы актуальных пьес и помощь авторам в поиске своего читателя и режиссера.

Конкурс пьес, итоги которого подвели 1 октября, стал первым шагом на пути к данной цели. Именно тексты, признанные жюри конкурса лучшими, звучат в эти дни со сцен драматического театра и творческой лаборатории «Угол». Вход на эти мероприятия свободный.

– Беда многих конкурсов – закрытость. Претенденты часто недоумевают: почему поощрили тех или иных авторов, а пьесы других не попали даже в шорт-лист? Мы ставим перед собой задачу полной и бескомпромиссной открытости, – рассказала директор центра Анастасия Радвогина, добавив, что «Центр. Первый» приложит все усилия, чтобы лучшие драматические тексты не остались незамеченными театрами, СМИ и литературными журналами – как в Татарстане, так и в России.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще