В рамках Дней польского кино Казань вновь посетил всемирно известный кинорежиссер Кшиштоф Занусси, до этого дважды приезжавший в столицу Татарстана в качестве почетного гостя фестиваля мусульманского кино. На этот раз Занусси представил казанским зрителям свой новый фильм «Инородное тело», который стал еще одним художественным высказыванием режиссера о потере моральных ценностей, о возвращении к вере и жизненном пути как тяжелом испытании духа.
«Кто для меня „инородное тело“? Это каждый из нас. Мы все чувствуем себя в этом мире инородным телом. Невозможно прожить жизнь и иметь такое чувство, что ты полностью в эту жизнь интегрирован», – считает знаменитый кинорежиссер.
После творческой встречи со зрителями в казанском кинотеатре «Мир» Кшиштоф Занусси дал эксклюзивное интервью для читателей «РТ».
– Как вы чувствуете себя в Казани? Вы ведь уже не в первый раз приезжаете в наш город.
– Да, я в Казани уже третий раз. Меня здесь хорошо принимают. Хотя прилететь на один вечер, это уже не так-то легко в моем возрасте.
– Приступая к съемкам фильма, вы заранее знаете, для какой аудитории снимаете?
– Нет. У меня всегда есть надежда, что у фильма будет разный зритель. Но самый главный для меня зритель – это высокоинтеллектуальный человек, тот, кто много знает и много требует, в том числе и от фильма. Это есть дефиниция настоящего интеллигента. Массы ничего не решают, только элита влияет на общество. Марксисты думали иначе, и они ошибались.
– Кто входит в эту элиту?
– Это не банкир, не министр и тем более не олигарх. Элита – это те люди, которые чувствуют ответственность за других. Ну а человек, который заботится лишь о себе, для кого главное, как получше устроиться в жизни, – это не элита, а разбогатевший хам.
– Режиссером становятся или рождаются?
– Разделения нет. У одного есть талант, у другого нет, но иногда мы не знаем, в чем наш талант, он проявляется только в действии. К примеру, взять актера… Если он не творит и не развивается, то мы о его таланте ничего знать не будем.
– Как-то вы сказали, что среди режиссеров очень мало нерелигиозных людей. Почему?
– Режиссер может быть и не религиозен, но он должен быть человеком, который ищет идеал. Если он его не ищет, то великим художником не станет однозначно.
– Считается, что дирижер – это профессия второй половины жизни. Можно ли это утверждение применить к профессии режиссера?
– Нет, не думаю. Есть много молодых режиссеров, и очень талантливых, я бы даже сказал, выдающихся. Но, конечно, для профессии режиссера нужен и жизненный опыт, и определенный взгляд на жизнь. У большинства этого нет. И когда молодые режиссеры повторяют то, что уже все видели, – это не интересно.
– У молодых много идей, но, как правило, мало финансов для их осуществления. Как вы считаете, можно ли с маленьким бюджетом снять хороший фильм?
– Сейчас легче снять фильм, чем его показать. Можно ведь даже на мобильный телефон снимать кино (смеется). Что касается маленького бюджета – да, иногда это возможно. Все зависит от режиссера.
– Одни режиссеры начинают снимать фильм с последней сцены, другие – с начала или середины. А вы?
– Это, к сожалению, зависит не от меня. Мне удобнее снимать по порядку, но приходится снимать так, как дешевле.
– Какую идею вы хотите донести до зрителя?
– Кино – это язык, понимаемый интуитивно, и никакую идею невозможно выразить в двух-трех словах. Иначе я бы не снимал кино, а отправил СМС (смеется). Поиск правды, добра, красоты – это главные, глобальные идеи.
– В одном интервью, говоря о глобальных идеях, вы сказали, что России нужен человек, который способен изменить мировоззрение людей. По-вашему, может ли эту функцию выполнить кинематограф?
– Думаю, что может. Например, романтическая драма Виктора Гюго «Эрнани», после которой началась революция во Франции. Кино тоже может совершить такой подвиг, а подвиг нужен, ведь мир в опасности. Застой – это смерть. Если люди довольны тем, что у них есть, и согласны на застой, они очень рискуют и могут все проиграть.
– Извечный вопрос: что есть добро и зло?
– Мы нашу цивилизацию построили на десяти заповедях. Они есть и в мусульманском учении, и в христианском, и в иудейском. Там все сказано: что можно и что нельзя, что есть добро и что есть зло.
Регина БИКЧАНТАЕВА