Нынешний год для Казанской консерватории юбилейный – старейшему музыкальному вузу Татарстана исполнилось 70 лет. Все консерваторские мероприятия до конца этого года будут посвящены юбилею alma mater.
Одним из таких посвящений стало выступление студенческого симфонического оркестра, состоявшееся на днях в ГБКЗ им. С.Сайдашева и ознаменовавшее открытие нового концертного сезона Казанской государственной консерватории.
Открыла программу концерта музыка оперного реформатора Рихарда Вагнера. Оркестр консерватории под управлением уже знакомого казанской публике немецкого дирижера Лео Кремера представил одно из самых исполняемых симфонических произведений в мировом репертуаре – увертюру к опере «Тангейзер».
Музыка Вагнера, как известно, трудна не только для слушателей, но и для исполнителей. Студенческий оркестр справился со сложной задачей отлично – начиная с уверенного темпа и заканчивая отточенными, выверенными штрихами и динамикой. Долгое развертывание мелодии, богатство фактуры – все это музыкантам удалось передать. Особо выделялась группа духовых инструментов, которая в этот вечер была на высоте.
Конечно же, после концерта мы не могли не поинтересоваться у Лео Кремера, означает ли выбранная программа, что студенческий оркестр дорос до такого уровня? «Я думаю, что могу ответить на этот вопрос утвердительно, – сказал маэстро. – Мы смогли это услышать на сегодняшнем концерте. Конечно, эта увертюра – нелегкая задача для оркестра. Но студенты очень техничны и, что немаловажно, музыкальны. Они имеют необходимый уровень, чтобы воплощать такие идеи в жизнь».
Двадцать минут божественной музыки Вагнера от студентов консерватории публика оценила бурными аплодисментами.
Следующее произведение тоже стало знаком юбилея, но на этот раз – великого Бетховена. В декабре исполняется 245 лет со дня рождения знаменитого венского классика. В честь круглой даты прозвучал Пятый «Императорский» концерт. Партию фортепиано исполнил заслуженный артист России, лауреат международных конкурсов, профессор КГК Евгений Михайлов.
Лео Кремер о казанском пианисте отозвался с восхищением: «Я могу говорить о нем только в превосходной степени. Как пианист – совершенный, как музыкант – очень глубокий. Втретьих, и это главное, Евгений Михайлов – человек глубоко чувствующий. За время репетиций мы научились практически вслепую понимать друг друга».
Репетиции «Императорского» концерта Бетховена длились около двух недель. Сначала маэстро работал только с оркестром, затем к коллективу присоединился пианист. Кремер был приятно удивлен стремлением Михайлова не ограничиваться одной совместной репетицией, как это делают многие солисты.
Впечатлениями о совместной работе поделился и Евгений Михайлов: «Это мое второе сотрудничество с дирижером Лео Кремером. Мне было очень интересно, как происходит процесс „лепки“ этого живого студенческого коллектива. У наших оркестрантов замечательное образование, они очень гибкие в процессе работы над произведением. И, в отличие от профессиональных коллег, им еще интересна музыка, интересен процесс познания».
Сам Михайлов обладает очень редким для больших музыкантов даром – слушать и слышать оркестр на сцене. Он очень чутко реагировал и даже временами подстраивался под студенческий коллектив. Оркестр же, в свою очередь, не заглушал своим звучанием солиста. Такой чуткостью обладают самые лучшие оркестры мира.
Говоря об исполнительском мастерстве пианиста, невозможно не отметить отменную технику Михайлова. Все пассажи и технически сложные элементы давались ему с легкостью. В дуэте с Евгением и оркестр заиграл иначе: звук стал более чистым, легким, полетным. Пианист увлекал за собой не только оркестрантов, но и зрителей. Блестяще исполнив концерт, Михайлов заслужил бурные овации публики. Музыкантов задарили цветами.
Второе отделение открылось знаменитым произведением Иоганна Штраусасына «На прекрасном голубом Дунае» – этот вальс является неофициальным гимном Австрии. Следом была исполнена балетная сюита из оперы «Джоконда» итальянского композитора Амилькаре Понкьелли. А на десерт студенты Казанской консерватории исполнили одно из самых эффектных сочинений Штраусаотца – польку «На охоте».
Произведение это с изюминкой, вернее, с порохом. В определенные моменты исполнения раздавались выстрелы, олицетворяющие охоту. Многие зрители поначалу вздрагивали от неожиданности, но потом ждали очередного хлопка с интересом, ведь не на каждом концерте классической музыки стреляют.
После концерта восторженная публика долго не отпускала Лео Кремера и музыкантов со сцены. На бис оркестр еще раз исполнил «огнестрельную» польку Штрауса.
В новом концерном сезоне нас ждет много интересного. Перефразируя знаменитое выражение, можно с уверенностью сказать: как концертный сезон встретишь, так его и проведешь. А открытие прошло блестяще!
Регина БИКЧАНТАЕВА
Фото: Анна ЧЕРКИНА