«Татнефть» подвела итоги конкурса среди художников Татарстана
Для россиян Победа в Великой Отечественной войне – это символ не только величия страны, мужества и стойкости людей, окончания затянувшегося на несколько лет безумия, но и беспримерного трудового подвига советского народа в тылу. Эта тема, наряду с мотивами расставания, проводов на фронт, исключительно глубоко, правдиво и с большой патриотической силой прозвучала в работах участников республиканского конкурса профессиональных художников, организованного компанией «Татнефть».
10 сентября в Государственном музее изобразительных искусств РТ – Национальной художественной галерее «Хазинэ» Казанского Кремля состоялись открытие выставки работ финалистов и чествование победителей конкурса, посвященного 70-летию Великой Победы. Открывая торжественную церемонию, министр культуры Айрат Сибагатуллин выразил благодарность руководству компании за тот вклад, который «Татнефть» вносит в развитие культуры республики. «Сегодня мы просто не представляем, как без „Татнефти“ в республике реализовывались бы социальные и культурные проекты. Организованный компанией конкурс по столь значимой теме способствует показу широкой общественности творческих достижений профессиональных художников РТ, а их работы, отражающие историю Великой Отечественной войны, – это память, которую нужно сохранить в нас, в наших детях и в последующих поколениях», – подчеркнул министр.
Заместитель генерального директора – директор департамента ПАО «Татнефть» в Казани Дамир Мухаметшин (на верхнем снимке), выступая перед собравшимися от лица руководства компании и оргкомитета конкурса, председателем которого является генеральный директор ПАО «Татнефть» Наиль Маганов, поблагодарил Минкульт за плодотворное сотрудничество и напомнил о том, что это уже второй конкурс, учрежденный нефтяниками для профессиональных художников республики. «Первый состоялся в 2013 году и был посвящен 70-летию нефти Татарстана, – сказал он. – Цель нынешнего – сохранение памяти о Великой Отечественной войне, увековечивание подвига советского народа, в том числе самоотверженного труда татарстанских нефтяников. Невозможно пройти мимо этих картин без волнения», – поделился он своими впечатлениями.
Конкурс прошел при поддержке Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, и, как отметила его директор Розалия Нургалеева, идея руководства «Татнефти» объединить художников Татарстана вокруг некоего проекта, создать мотивацию для того, чтобы они раскрылись в этой волнующей теме, просто великолепна. «Сегодня такое сложное время, слово „война“ звучит в разных странах, и, мне кажется, наступил тот момент, чтобы еще раз вспомнить людей, которых коснулась война. Конечно, эта тема очень сложна, ее раскрывали уже со второй половины двадцатого века, и, казалось бы, уже более ничего нового ни сказать, ни показать нельзя. Однако каждый из конкурсантов по-своему подошел к раскрытию этой волнующей темы, и центральной нитью во многих работах проходит тяжелый труд женщин-нефтяников в тылу и щемящая до боли проблема, знакомая нам не только по литературе, – трагедия матерей, потерявших своих сыновей и не дождавшихся с фронта мужей», – сказала Розалия Нургалеева.
Конкурс проходил в два этапа. Организаторы сначала отобрали готовые работы по фотографиям, а затем произведения художников, прошедших отбор первого этапа, были выставлены в Альметьевской картинной галерее на суд зрителей и профессионального жюри, в состав которого вошли представители компании «Татнефть», Министерства культуры РТ и студии военных художников имени М.Б. Грекова Министерства обороны РФ. Победители определились в номинации «Живопись» – «портрет» и «сюжетно-тематические полотна», повествующие о зарождении нефтяной промышленности РТ и компании «Татнефть» в годы Великой Отечественной войны, в номинации «Графика» – «жанровое полотно», «портрет», а также в номинациях «Декоративно-прикладное искусство» и «Скульптура». Победителей конкурса члены жюри определяли, учитывая следующие критерии: соответствие заданной теме, глубина ее отражения, художественный уровень произведений, сложность работы, оригинальность идеи и творческая индивидуальность. Директор Альметьевской картинной галереи Роза Минабутдинова отметила непредвзятое отношение членов жюри: «Грековцы, например, не знали ни одного из авторов и впервые познакомились с их работами у нас, в Альметьевске. Москвичам очень понравился и сам конкурс, и работы. Они подчеркнули: „Как здорово, что еще проводятся подобные конкурсы, ведь благодаря этому художники работают над такими сложными темами“.
Цель конкурса – сохранение памяти о Великой Отечественной войне, увековечивание подвига советского народа, в том числе самоотверженного труда татарстанских нефтяников
Роза Минабутдинова согласна, что тема войны трудна, однако, считает она, при желании можно погрузиться в нее, ведь и в архивах, и в открытом доступе имеется огромное количество фото- и видеоматериалов. И некоторые конкурсанты очень ответственно отнеслись к работе с историческим материалом, воспринимая и искренне переживая события военных лет сквозь призму времени.
Вера Карасева, художник-график, призналась, что в поисках сюжетной линии перечитала много литературы, проработала массу материала, в основном фотографического, в том числе и выставленного на сайте «Татнефти»: «Меня до глубины души тронули истории о том, как женщины-нефтяники работали наравне с мужчинами. Можно только представить, как им тяжело приходилось в годы войны. Мне оказалась близка эта тема, и я постаралась претворить ее в моей картине».
Художник-монументалист Рустем Хузин (на снимке справа) не только проштудировал книги, глубоко проник в историю компании «Татнефть», но встречался с нефтяниками, слушал их рассказы и даже побывал на территории Шугуровского месторождения. «Сложность условий конкурса была в том, что следовало не просто отразить военную тематику, но и показать подвиг нефтяников в тылу и на фронте. Зимой для буровиков – самые сложные условия работы, холода стоят такие, что даже солярка застывает. Весь лес вокруг месторождения в годы войны пошел на постройку буровых. На картине изображена конкретная местность – я специально поехал туда глубокой зимой, ходил по колено в снегу, чтобы прочувствовать атмосферу, мысленно воссоздать события. Мне хотелось в своих работах показать роль нефтяников в Победе в развитии», – говорит Рустем Хузин.
И это художнику вполне удалось. Его триптих можно назвать живописной семейной сагой, в которой через судьбу простой татарской семьи талантливо и емко показан подвиг нефтяников в тылу и на фронте. Картина первая – татарская женщина провожает своего мужа на войну: он уже далеко, его уже не догнать даже взглядом. Женщина осталась за главу семьи, на ее попечении – родители и дети, и она вынуждена пойти работать на буровую. Это ясно по второму полотну, где изображена бригада женщин-буровичек. Третья часть триптиха – «Подзаправимся и – домой» показывает, что Победа, которая ковалась солдатами на фронте, не была бы возможной без тружеников тыла: на фоне разваленного рейхстага стоит танк Т-34, а рядом – канистра с соляркой, полученной (как знать?) из татарстанской нефти.
Среди работ потрясает трагизмом произведение Альберта Тимиршина из Зеленодольска, для которого тема Великой Отечественной войны стала выходом на «вечные» проблемы. В центре полотна – высокий забор, а сбоку притулилась старая, душевно истерзанная женщина, которая чуть приоткрыла калитку и без всякой надежды смотрит на нас. Ей больше некого ждать с войны – ни мужа, ни сына, ни брата. И вообще уже не для кого открывать ворота – разве что только для своей смерти…
«Современные художники могут, конечно, писать батальные сцены – можно придумать сюжет, благо есть множество фото- и видеоматериалов. Но за написание сцен сражений и военных походов никогда не возьмусь – для меня это было бы нечестно, – рассказывает Альберт Тимиришин. – Однако тема войны сама по себе для меня близка: мой дед прошел через это испытание – был в плену, выжил. Я сам общался и с фронтовиками, и с теми, кто в трудные годы войны обеспечивал воинам надежный тыл. В моей картине реальная женщина, и в работе я выразил свои чувства – переживания за стариков, которых убивает одиночество, хотя многие из них имеют и детей, и внуков. Хотел поднять в своем полотне и тему благодарности старшему поколению. Эта задумка у меня была еще 15 лет назад, но только конкурс «Татнефти» дал мне возможность воплотить свои замыслы в жизнь. Всем известно, что сегодня востребованы лишь «кухонные», «декорные» картинки-украшения. Системы госзаказа нет, и художники, которые хотят создавать монументальные, образные художественные произведения, оказываются не у дел».
Победителей конкурса члены жюри определяли, учитывая следующие критерии: соответствие заданной теме, глубина ее отражения, художественный уровень произведений, сложность работы, оригинальность идеи и творческая индивидуальность
Альберт Тимиршин стал победителем в номинации «Живопись» (сюжетно-тематическое полотно) и получил самую большую денежную премию. Общий призовой фонд конкурса составляет один миллион рублей, и распределился он в зависимости от номинаций и мест, которые заняли конкурсанты. По результатам конкурса в номинации «Живопись» первые места, помимо Альберта Тимиршина, заняли Николай Петров из Альметьевска и казанец Асхат Макраев, вторые – Рустем Хузин (Казань), Виктор Хрулев (Заинск) и Андрей Максютин (Альметьевск), а третьи места достались Ильдусу Муртазину из Нижнекамска, Валерию Заболотникову из Набережных Челнов и Ришату Гумерову из Альметьевска. В номинации «Графика» первые места присуждены Вере Карасевой (Зеленодольск) и Радику Мингазову (Чистополь), вторые – Наталье Васильевой (Казань) и Альфие Афандеевой (Альметьевск), третьи – казанцам Светлане Тимофеевой и Михаилу Кузнецову. Победа в жанре декоративно-прикладного искусства досталась заинцу Юрию Некорыстнову, а в номинации «Скульптура» – лениногорской художнице Агуник Тамамян. Как сообщили организаторы конкурса, выставка в галерее «Хазинэ» продлится до конца сентября, а лучшие работы пополнят фонд Национальной художественной галереи или будут приобретены «Татнефтью».