Молодые казанские архитекторы стали участниками фестиваля-практикума по деревянной архитектуре «Древолюция», который прошел в Санкт-Петербурге на базе Художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица. Главная идея творческого форума – привить молодым зодчим культуру обращения с деревом.
В течение двух недель участники «Древолюции» – молодые художники, дизайнеры, архитекторы из 20 российских городов – создавали проекты малых архитектурных форм и воплощали их в дереве здесь же, во дворе академии. Причем многие явно впервые приобщились к плотницкому и столярному делу. А уже 9 августа, в заключительный день практикума, лучшие объекты были установлены в одном из знаковых мест Санкт-Петербурга – Таврическом саду, который был заложен еще в XVIII веке. (Помните у Гоголя: «…пронесся слух, что не на Невском проспекте, а в Таврическом саду прогуливается нос майора Ковалева…». Или из «Мойдодыра» Корнея Чуковского: «Я к Таврическому саду, Перепрыгнул чрез ограду…».)
В первые дни «древолюционеры» провели в историческом саду не один час, стараясь проникнуться духом одного из старейших парков России. А при создании архобъектов им пришлось учитывать не только ландшафт, социологию парка, но и определенные ограничения, которые установлены для охраняемого памятника истории и культуры.
По мнению организаторов фестиваля-практикума, о древесине как строительном материале в России незаслуженно забывают. Вместе с тем во многих европейских странах наблюдается всплеск интереса к строительству многоэтажных домов из дерева. Например, в Швеции построено несколько деревянных семиэтажек, и недавно здесь решили замахнуться на мировой рекорд, который пока принадлежит Великобритании. Семь лет назад в Лондоне был возведен девятиэтажный дом из дерева, который до сих пор считается самым высотным деревянным строением в мире. Проекты строительства деревянных высоток реализуются также в Австрии, Финляндии, Канаде, где древесина является традиционным строительным материалом.
Наша страна пока не столь продвинута по части современных «деревянных» технологий, да и в сознании большинства россиян дом из дерева по-прежнему ассоциируется с дачной жизнью. Поэтому если локальным результатом работы «древолюционеров» стали архобъекты для Таврического сада, то глобальная задача фестиваля-практикума – это «продвижение дерева в умы молодых архитекторов», считает Александр Черных, президент Ассоциации деревянного домостроения, выступившей одним из организаторов проекта. «Мы хотим, чтобы молодые архитекторы лучше понимали, что такое дерево, – заявил он в дни проведения фестиваля-практикума. – Чтобы они своими руками почувствовали доступность этого материала, поняли его свойства и в будущем, проектируя свои объекты, могли принимать решения в пользу дерева».
- В течение двух недель участники «Древолюции» – молодые художники, дизайнеры, архитекторы из 20 российских городов – создавали проекты малых архитектурных форм и воплощали их в дереве
Работы молодых архитекторов со всей России оценивало жюри, в состав которого вошли такие именитые российские архитекторы, как Сергей Скуратов, Тотан Кузенбаев, Николай Белоусов (он же главный зачинщик «Древолюции»), Олег Романов и другие. В общей сложности в Таврическом саду появилось около десятка архобъектов. Среди них – вдохновленный Гоголем концептуальный «Нос», через деревянные ноздри которого теперь ездят велосипедисты и прогуливаются мамаши с колясками. На дорожках сада появились также уютное «древолюционное» «Гнездо», сработанная из досок и горбылей «Венера Таврическая», деревянные «руины» античной ротонды и многое другое. Постоянную прописку в Таврическом саду получило и «Дупло» от казанских «древолюционеров» Тимура Бахышова и Дмитрия Стрельникова, в команде с которыми работали молодые московские дизайнеры Светлана Радченко и Ольга Мельникова.
– Гуляя по Таврическому саду, мы обратили внимание на старое дерево с круглым живописным дуплом, – рассказали ребята. – Более чем за 200 лет жизни в этом парке дерево многое повидало и хранит в своей памяти. Мы решили, что именно дупло должно стать «проводником» между деревом и человеком, акцентировав на нем внимание путем связующей инсталляции. К объекту также прилагается маленький деревянный шарик. Если его бросить в «кору», можно услышать, как дерево «разговаривает»…
Думается, опыт питерской «Древолюции» заслуживает того, чтобы к нему внимательно присмотрелись в Татарстане, который сегодня тоже переживает своеобразный парковый ренессанс. И у нас время от времени организуются проектные семинары, в рамках которых молодые архитекторы и дизайнеры реализуют свои творческие идеи, в том числе в области малых архитектурных форм. Правда, авторы даже лучших проектов крайне редко допускаются в наши парки и скверы. К примеру, один из таких архобъектов-победителей приютил Казанский архитектурно-строительный университет – там, при входе в один из корпусов, он и коротает свой век. Городские власти то ли не доверяют молодым, то ли осторожничают. А вот в Санкт-Петербурге все же рискнули. И буквально на следующий день после подведения итогов «Древолюции» лучшие, по мнению жюри, объекты стали достоянием Таврического сада и «фаворитами» его многочисленных посетителей. Есть о чем призадуматься…