12 августа 2022

«Я родился на земляничной поляне»

Опубликовано: 11.08.2015 0:00

information_items_10123184

Художник Малик Яруллин много лет живет и работает в Нижнекамске. Но по большому счету он живет в своем собственном мире – и этим все сказано.

Он похож сразу на всех персонажей лучших сказок: лукаво-добродушный, улыбчивый; зимой любит ходить в добротно подшитых уютных валенках – это в нем от «той» жизни, из которой он родом. Его мир не придуманный – свое начало он берет с земляничной поляны, той самой, на которой летом 1938 года благополучно – как выдохнула – разрешилась от бремени его матушка. Малик-абы любит рассказывать эту правдивую и в чем-то символичную историю: женщины работали на лугу – и вдруг хватились: рядом нет одной товарки… Кинулись искать – а она тут неподалеку: лежит среди цветущей земляники, и с ней… младенец. Отлежалась немного – и потихоньку пошла домой; подружки проводили.

Ему всю жизнь кажется, что он помнит ту поляну и тот солнечный июньский день, не случайно же они сквозят в каждом мазке его кисти, на каждом холсте. А крестьянский двор со стайкой увлеченных чем-то своим кур и подсыхающим бельем на веревке – тот самый «настоящий» двор в деревне недалеко от Чистополя, так или иначе кочующий с полотна на полотно – его вечный родник вдохновения, и этот родник – чем дальше во времени, тем прозрачнее. От этого даже пустыри и скромные луговые цветы из-под его кисти светятся. И реальные люди на портретах выглядят такими, как хочется ему – простыми и чистыми. Вот сидит под яблоней человек в растянутом на локтях свитере – только если вглядеться, это и не рука, а крыло… Получается – и не человек вовсе, не старинный друг по творческому цеху сидит под яблоней, а ангел – такой, как есть.

Мастерская художника – это особый «выставочный зал», где он виден весь, до донышка. Прекрасный живописец с уникальной способностью чувствовать и осязать цвет, Малик Яруллин немногим известен как график. Его рисунки сделаны твердой рукой опытного рисовальщика – смелыми, точными, законченными линиями. Художник признается, что дорожит карандашными набросками даже больше, чем законченными полотнами. В основном это портреты. Натуру он ищет повсюду, а точнее говоря, натура сама находит его: на рынке, в больничной очереди, на ярмарке, на автобусной остановке. Что удивительно: обыденность не умаляет ценности точно подмеченных образов, потому что художник смотрит на них неизменно восхищенным взглядом. 

– Я с каждым днем вижу мир и людей все более красивыми, и от этого интерес к творчеству становится только сильнее, – говорит Малик-абы. – Из каждой женщины я могу сделать богиню! Крестьянка – это ведь богиня, которая просто пашет. Пахать – не царское дело, а для богини – в самый раз! Я до этого дошел с возрастом… У меня «спелый» возраст, который все понимает!  

Малик Яруллин не отмечен никакими почетными званиями, да и большого смысла в них он не видит:

– Разве старые мастера имели звания? Если скажут когда-нибудь про меня, что был такой настоящий художник – мне больше ничего не надо. Если запомнят – это и будет мое истинное «звание». Я горжусь тем, что учился у известного живописца Николая Овчинникова, профессора, ученика Ильи Репина. Получается, что я принадлежу к третьему поколению учеников Репина? Разве это – не почетное звание?

Его картины одиннадцать раз выставлялись на «Большой Волге». Их безошибочно выделяет «иностранный» глаз, чутко заточенный на национальную самобытность; выделяет и увозит. Одна из работ Малика Яруллина хранится в фондах Музея изобразительных искусств Татарстана: «Там же, где хранится Фешин!» – то ли удивляется, то ли восхищается Малик-абы. И тут же скромно признается: «Это не я – это моя рука пишет, это не глаз – она выбирает цвета». Реалист и романтик, он безоговорочно подчиняется тому состоянию, когда  «рука сама»  бросает на холст что-то с его богатой палитры. Так и рождаются драгоценные россыпи: будь то опавшие лепестки васильков, немудреные цветы душицы или белье на веревке – трогательное воспоминание деревенского быта.  Малик-абы не умеет объяснить, как это у него получается, и растерянно отвечает:

– Ну как?.. Мастихином…

В его крохотной – пять квадратных метров – мастерской висит на стене пустая рама. Ее он повесил на свободный гвоздь случайно: чтобы не мешалась под ногами, а получилось – символично: образ будущей картины, которая пока еще не создана.

image_printРаспечатать

Автор статьи: СУЗДАЛЬЦЕВА Галина
Выпуск: №112 (27917)


Добавить комментарий

11.08.2022

За кулисы театра вместе с Тукаем

Музы Мельпомена и Талия довольны! Ибо в Казани тысячелетней презентовали пешую экскурсию «Тукай и история татарского театра».

1370
11.08.2022

Сто лет казанского авангарда

Выставка «Озарения», открывшаяся в самарской галерее «Виктория», – это, по сути, первая попытка представить своеобразную антологию казанского современного искусства за сто лет.

1940
11.08.2022

Камаловцы сверили часы

В Татарском академическом театре им. Г.Камала прошёл сбор труппы после летнего отпуска

Фарид Бикчантаев рассказал о ближайших премьерах и в целом о планах театра на новый, 117-й сезон.

1960
10.08.2022

Спасской ярмарки краски

Более трёх тысяч участников, в том числе около шестисот мастеров народных промыслов, ста фольклорных ансамблей, семи десятков звонарей со всей страны собрала под открытым небом завершившаяся в Елабуге 15-я по счёту Всероссийская Спасская ярмарка.

3490
10.08.2022

Качаловцы вернулись из отпуска

Александр Славутский поздравил всех с началом очередного творческого года и представил коллективу новых молодых артистов.

3040

Мнение

Татьяна АГЛЯМОВА, главный внештатный инфекционист управления здравоохранения мэрии Набережных Челнов:


Мы в преддверии новой большой волны коронавирусной инфекции. По данным ВОЗ, за последние две недели Россия заняла лидирующие позиции по числу новых случаев заболеваемости: плюс 165 процентов. Это самая большая величина в европейском регионе. И очень много тяжёлых осложнений при вроде бы легко протекающей болезни.

Все мнения
  • Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров
    Контакт вебмастера: info@rt-online.ru