Художник Малик Яруллин много лет живет и работает в Нижнекамске. Но по большому счету он живет в своем собственном мире – и этим все сказано.
Он похож сразу на всех персонажей лучших сказок: лукаво-добродушный, улыбчивый; зимой любит ходить в добротно подшитых уютных валенках – это в нем от «той» жизни, из которой он родом. Его мир не придуманный – свое начало он берет с земляничной поляны, той самой, на которой летом 1938 года благополучно – как выдохнула – разрешилась от бремени его матушка. Малик-абы любит рассказывать эту правдивую и в
Ему всю жизнь кажется, что он помнит ту поляну и тот солнечный июньский день, не случайно же они сквозят в каждом мазке его кисти, на каждом холсте. А крестьянский двор со стайкой увлеченных
Мастерская художника – это особый «выставочный зал», где он виден весь, до донышка. Прекрасный живописец с уникальной способностью чувствовать и осязать цвет, Малик Яруллин немногим известен как график. Его рисунки сделаны твердой рукой опытного рисовальщика – смелыми, точными, законченными линиями. Художник признается, что дорожит карандашными набросками даже больше, чем законченными полотнами. В основном это портреты. Натуру он ищет повсюду, а точнее говоря, натура сама находит его: на рынке, в больничной очереди, на ярмарке, на автобусной остановке. Что удивительно: обыденность не умаляет ценности точно подмеченных образов, потому что художник смотрит на них неизменно восхищенным взглядом.
– Я с каждым днем вижу мир и людей все более красивыми, и от этого интерес к творчеству становится только сильнее, – говорит Малик-абы. – Из каждой женщины я могу сделать богиню! Крестьянка – это ведь богиня, которая просто пашет. Пахать – не царское дело, а для богини – в самый раз! Я до этого дошел с возрастом… У меня «спелый» возраст, который все понимает!
Малик Яруллин не отмечен никакими почетными званиями, да и большого смысла в них он не видит:
– Разве старые мастера имели звания? Если скажут
Его картины одиннадцать раз выставлялись на «Большой Волге». Их безошибочно выделяет «иностранный» глаз, чутко заточенный на национальную самобытность; выделяет и увозит. Одна из работ Малика Яруллина хранится в фондах Музея изобразительных искусств Татарстана: «Там же, где хранится Фешин!» – то ли удивляется, то ли восхищается Малик-абы. И тут же скромно признается: «Это не я – это моя рука пишет, это не глаз – она выбирает цвета». Реалист и романтик, он безоговорочно подчиняется тому состоянию, когда «рука сама» бросает на холст
– Ну как?.. Мастихином…
В его крохотной – пять квадратных метров – мастерской висит на стене пустая рама. Ее он повесил на свободный гвоздь случайно: чтобы не мешалась под ногами, а получилось – символично: образ будущей картины, которая пока еще не создана.