К 115-летию со дня рождения Хасана Туфана
Нынешний год необычайно щедр на знаменательные даты в культурной жизни Татарстана. Эти заметки – дань памяти замечательного поэта Хасана Туфана, заложившего основы современной татарской лирической поэзии.
Девятого декабря 1900 года в селе Старая Киреметь ныне Аксубаевского района в семье сельского кузнеца Фахруллы родился десятый ребенок. Мальчик получил весьма замысловатое имя Хисбулла Фахриевич Гульзизин-Хазратов-Кусинов. Отец был грамотным крестьянином и рано приобщил сына к чтению. Фахрулла почитал образованных людей, и в доме была даже маленькая библиотека, что было редкостью для тех глухих мест. Род Туфана происходил из беглых крестьян, подвергнутых на рубеже ХVI – ХVII веков насильственному крещению, но втайне верных традициям своего народа. Родители были не венчаны, и дети, рожденные вне законного брака, должны были носить фамилию матери. Так, до пятилетнего возраста Хасан носил фамилию Гульзизин. Привычку к труду будущий поэт перенял от отца, от матери – любовь к народному творчеству – песням, частушкам, легендам. Жилось семье трудно, и старшие братья, чтобы помочь выбиться из нищеты, занимались отхожим промыслом. В возрасте 14 лет Хасан вслед за братьями поехал на Урал, где стал работать старателем на медных копях, познал и тяжелый труд шахтеров, некоторое время работал помощником токаря.
Поворотными моментами в судьбе будущего поэта стали учеба в легендарном медресе «Галия» в Уфе, дружба с молодым поэтом Шайхзадой Бабичем и, конечно, встреча с основоположником татарской прозы двадцатого века Галимджаном Ибрагимовым, который преподавал в медресе литературу.
С юношеских лет Хасан Туфан был «болен» жаждой странствий. В течение десяти лет, с 1918 по 1928 год, он учительствовал в школах Сибири и Урала, принимая активное участие в деятельности молодежных татарских организаций, в программе которых был тезис о культурной автономии татар. Позже, в 30-е годы, это послужит поводом для обвинения поэта в «буржуазном национализме и шпионаже».
К 1924 году относятся первые литературные опыты Туфана, и вскоре о молодом поэте заговорят как читатели его стихов, так и критики, собратья по перу. Одним из первых в татарской литературе Хасан Туфан обратился к теме рабочего класса, а лирико-эпические поэмы «Бибиевы», «Уральские эскизы», «Между двух эпох», написанные в пору, когда поэту не было и тридцати лет, прочно вошли в золотой фонд татарской литературы. Наряду с этим Туфан пишет и лирические стихи, которые становятся популярными песнями.
Хасан не случайно выбрал псевдоним «Туфан», что в переводе с татарского «ураган», «буря», «натиск», – в честь деда, известного своим неукротимым нравом. Молодой поэт действительно ворвался в татарскую поэзию 20-х годов, как метеор, разрушая привычные, традиционные каноны национального стиха, опиравшегося на фольклорную напевность. Как новатор, он использовал элементы тонического стихосложения, свободно владея ритмикой, близкой к разговорной речи. Это раздражало чиновников от литературы и в то же время множило число поклонников поэзии Туфана среди рабочей и студенческой молодежи. Сам поэт равнялся на «татарского Маяковского» Хади Такташа и на самого Владимира Владимировича. Поэтические строки Туфана были обращены в будущее, которое, конечно же, мыслилось светлым:
Это тело.
Как быть с неуклюжим?
Я пиджак развернул бы
крылом,
Ну а сердцу пропеллер нужен,
Чтоб рвануться вперед,
напролом.
В стихах молодого поэта нашлось место и производственной теме:
Прости мне, Родина,
Что я не соловей,
Что я твой барабанщик
скромный,
Прости, что пахнут
порохом и домной
Цветы души моей.
Хасана Туфана отличали постоянное стремление к познанию жизни и самого себя, поиски новых форм, возможностей поэзии. Уже будучи известным, зрелым поэтом, Туфан неожиданно для своих коллег по перу на несколько лет покинул литературный Олимп. Если молодые поэты и прозаики по заданию издательств и редакций странствовали по городам и весям в поисках свежих тем и сюжетов, то Туфан, как в свое время Максим Горький, пешком, с котомкой за плечами, исходил дороги Кавказа и бескрайние просторы Средней Азии, перебиваясь случайными заработками. Эти странствия по стране явились для Туфана своеобразным трамплином для нового взлета после некоторого творческого застоя.
В начале 1930-х годов Хасан Туфан – один из руководителей республиканского радиокомитета, ответственный секретарь ведущего литературно-художественного издания «Совет эдэбияты» (ныне журнал «Казан утлары»). Герои его лирических стихов привлекали читателей своей жизненной убедительностью, чистотой и свежестью чувств. Они полемизировали с официальной плакатной поэзией, далекой от действительной жизни народа. Так, в стихотворении «Береза» (1933) вдумчивые читатели зримо видели Сергея Есенина, к тому времени запрещенного «кулацкого поэта». Туфан тоже одухотворяет березу, растворяясь в природе, колыбели всего сущего на земле.
Точно слезы,
листья наземь падают,
Будто плачет дерево
навзрыд….
Не грусти, не плачь,
береза белая,
Листьев-слез напрасно
не роняй:
В чистом поле нет
и духа вражьего,
Уж давно свободен
отчий край.
Поэзия Туфана приобретает особую легкость, лаконичность, отточенность настоящего мастера.
Меня поэтом мать
не родила,
Мои стихи –
итог пережитого:
Всех предков горести,
надежды и дела
В душе моей живут
и просят слова.
Не думал не гадал поэт, что спустя пару-тройку лет следователи узрят в этих строчках призыв к свержению Советской власти!
1937 год. Начинаются «чистки» среди творческой интеллигенции. Писатели, композиторы, художники каются в несуществующих грехах. Поводом для травли Туфана стала поэма «Клятва» (1935). После «проработки» его исключают из Союза писателей, перестают печатать, но пока он на свободе. На душе тревожно, а в доме голодно. Приходилось жить на более чем скромное жалованье жены – актрисы Луизы Салигаскаровой, чье положение в театре тоже стало шатким. Начиная с 1939 года волна репрессий временно пошла на убыль. Ежова расстреляли, а Лаврентий Берия еще «не развернул свои совиные крыла». Туфана снова стали печатать, а вчерашние друзья – коллеги по цеху перестали обходить его стороной.
Однако 18 ноября 1940 года подвело черту под прошлой жизнью. В этот день на пороге Дома печати Туфана поджидали «вежливые люди» в хромовых сапогах. И началась кровавая карусель: ночные допросы, избиения, сутки без сна… Он «враг народа», агент множества стран и разведок – осталось подписать готовые признания. Следователи, сменяя друг друга, требовали назвать сообщников, держа в руках готовые списки. Без карандаша и бумаги Хасан Туфан, чтобы не сойти с ума, запекшимися в крови губами (половина зубов была выбита) шептал стихи… Это помогло ему, как он позже вспоминал, не просто выжить, а «спасти душу». Расстрел ему заменили нескончаемым лагерным сроком.
Началась война, которая, как напишет Александр Твардовский, «предоставляла право на смерть и даже долю славы в рядах бойцов земли родной». Туфан пишет заявление с просьбой отправить его на фронт, пусть «на передний край в штрафбат». Отказали.
Обреченный на смерть от каторжного труда в ГУЛАГе, дистрофии и голода, он все-таки выжил. Неожиданно на его имя стали приходить посылки с едой. Кто, откуда – загадка! Спустя годы он узнает о подвиге жены: она сдавала кровь, чтобы выжил он. Однажды, превозмогая слабость от недоедания и большой потери крови, она пришла на репетицию и прямо на пороге театра упала замертво. Почти следом за женой умер и их сын… Память о жене, вина перед ней до конца дней жили в душе и в стихах поэта.
После смерти тирана прошла череда амнистий и реабилитаций. Усилиями подполковника КГБ Аминова была доказана невиновность многих жертв сталинских репрессий, в том числе деятелей культуры – Карима Тинчурина, Шамиля Усманова… Но кто вернет их близким и татарской культуре?
Вместе с тем меня всегда удивляло, что многие бывшие лагерники: Фатих Карим, Георгий Жженов, Михаил Танич – не только не сломались под жестокими ударами судьбы, но и не озлобились. Так и Хасан Туфан: его поэзия раскрылась совершенно новыми гранями, приобрела классическую ясность, философскую глубину, гражданскую твердость.
О Родина, тебя принять
прошу
Огонь стихов, как совесть,
непродажных,-
Сейчас, пока живу,
пока дышу,
Или потом, когда – неважно!
Так пишет поэт в стихотворении «Мой путь».
Я уже рискнул сравнить Туфана с Есениным. Русский поэт много писал о цветах, поклоняясь им, как женщине. То же мы видим у Хасана Туфана. Одни названия чего стоят: «Ландыш», «Дождь жасмина», «На цветах твоих остались краски».
Сестренка, не дичись меня,
Меж нами близкое родство:
Ведь я – твой брат,
ведь мы одна стихия,
мы оба – вещество.
Придя из вечности,
в круговращеньи неком
В цветок
ты превратилась тут.
А я, как видишь, в то,
что человеком
Здесь, на земле, зовут…
После реабилитации Хасана Туфана ждали великолепно изданные сборники, Государственная премия имени Г.Тукая, выступления в переполненных залах перед благодарными читателями. Автору этих заметок довелось, будучи студентом филфака, видеть и слышать поэта. Ему уже было за семьдесят – как Пастернаку, когда тот был раздавлен шариковщиной и ушел от нас, живущих, с верой, что дух добра одержит верх над силами зла. Прямой, с копной непокорных седых волос и чуть глуховатым голосом. И глаза, не ясные, как обычно пишут, а точно присыпанные пеплом. Поразило его чтение стихов, особенно ставшее хрестоматийным – «Лебедь». Оно было написано почти в одно время с гамзатовскими «Журавлями». Та же глубоко личная боль, но у Туфана она отступает, вернее, сливается с общей болью за безвинно убиенных…
Хасан Туфан допел до конца свою песню. О жизни, о любви и верности Родине, женщине, земле… Таким он и останется навсегда в истории татарской поэзии.
Роман ГУЗЕНФЕЛЬД