Десять дней с театром Бориса Покровского

Попасть в Москве на спектакли Камерного музыкального театра имени Б.А.Покровского, известного своими яркими экспериментальными постановками, практически невозможно, но эту уникальную возможность получили любители оперы в Татарстане.

Автор статьи: Александра ДАШИНА

information_items_10122426

Попасть в Москве на спектакли Камерного музыкального театра имени Б.А.Покровского, известного своими яркими экспериментальными постановками, практически невозможно, но эту уникальную возможность получили любители оперы в Татарстане.

Гастрольный тур по нашей республике артисты всемирно известного театрального коллектива решили начать с Набережных Челнов. Первого июля на сцене Органного зала был представлен спектакль «Дон Жуан, или Наказанный развратник». Великое творение Моцарта о похождениях легендарного обольстителя не раз удостаивалось почетного титула «оперы опер» и в постановке Бориса Покровского уже почти три десятилетия является одной из репертуарных жемчужин Камерного музыкального театра. Погружение челнинцев в эпоху барокко продолжится и сегодня – они увидят две одноактные комические оперы «Директор театра» В.А.Моцарта и «Пимпиноне» Г.Ф.Телемана. Любопытно, что малоизвестного ныне немецкого композитора Телемана в свое время называли «счастливым соперником И.С.Баха»…

Далее путь московских артистов лежит в Свияжск, где 6 июля состоится еще более необычное «Ростовское действо». Это не опера в традиционном понимании, а именно театральная мистерия, носящая отчасти сакральный характер. Она была создана митрополитом Димитрием Ростовским (1651–1709) – настоятелем монастыря в Ростове Великом. Борис Покровский обратился к его сочинению в начале 1980-х годов, когда сама идея постановки произведения такого рода казалась невероятной. Но режиссер рискнул и не ошибся: спектакль имел грандиозный успех. В Свияжске «Ростовское действо» развернется прямо на улице, естественными декорациями станут уникальные храмы острова-града. Необычно и то, что «комедия XVII века на Рождество Христово» исполняется солистами и хором a’capella.

Наконец, 8 и 10 июля гастроли Камерного музыкального театра им. Б.Покровского пройдут в Казани. На сцене театра оперы и балета имени М.Джалиля будут показаны два спектакля – «Холстомер» и «Три Пинто». К слову, в столицу Татарстана театр приезжает второй раз, однако предыдущие гастроли проходили еще в советское время. Нынешние гастроли проходят в рамках федеральной программы «Большие гастроли – 2015» при участии Федерального центра поддержки гастрольной деятельности.

«Холстомер» Владимира Кобекина, одного из самых исполняемых современных российских композиторов, представляет собой новое прочтение шедевра Льва Толстого. Это поистине русская опера, вобравшая в себя лучшие национальные традиции от Глинки до Стравинского и Шостаковича. Опера была написана в 2012 году и оркестрована специально для Камерного музыкального театра, который представил мировую премьеру этого сочинения. «История лошади» Толстого в постановке режиссера и хореографа Михаила Кислярова по своей пластике, энергетике и обилию танцевальных номеров близка к мюзиклу. Сюжет разворачивается динамично и остро, заставляя зрителей на одном дыхании переживать полную радостей и разочарований судьбу Холстомера.

Комическая опера «Три Пинто», сочиненная Густавом Малером по эскизам Карла Марии фон Вебера, – эксклюзивный проект театра, осуществленный по инициативе и под руководством выдающегося дирижера Геннадия Рождественского. Творческим импульсом при создании визуального и пластического образа спектакля послужило творчество легендарного французского актера-мима Марселя Марсо. В постановке Михаила Кислярова и сценографа Сергея Бархина эта комедия характеров и положений предстает в виде легкого, веселого и остроумного спектакля.

Напомним, Камерный музыкальный театр был создан в Москве в 1972 году Борисом Александровичем Покровским – великим оперным режиссером, бессменно руководившим коллективом вплоть до своего ухода из жизни в 2009 году. С первых же дней театр стал единственной в стране лабораторией современной оперы и одновременно – первооткрывателем отечественных и зарубежных оперных раритетов. Одной из первых его премьер стала опера «Нос» Дмитрия Шостаковича, оказывавшего всяческую поддержку детищу Покровского. Этот спектакль поныне является визитной карточкой театра. На его сцене также впервые были поставлены оперы Родиона Щедрина, Альфреда Шнитке, Леонида Десятникова и других современных композиторов.

Сегодня Камерный музыкальный театр не только носит имя основателя Бориса Покровского, но и продолжает следовать его идеям, создавая сложные, интересные и в полном смысле слова современные спектакли.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще