Зинаида Серебрякова: автопортрет на фоне эпохи

Сегодня в Музее изобразительных искусств РТ открывается новая выставка из собрания Государственного Русского музея (Санкт-Петербург). На этот раз казанцы увидят полотна выдающейся художницы Зинаиды Серебряковой (1884–1967), одной из немногих женщин, вошедших в историю русской живописи.

Автор статьи: Светлана ОЛИНА

information_items_10121076

Сегодня в Музее изобразительных искусств РТ открывается новая выставка из собрания Государственного Русского музея (Санкт-Петербург). На этот раз казанцы увидят полотна выдающейся художницы Зинаиды Серебряковой (1884–1967), одной из немногих женщин, вошедших в историю русской живописи. 

Зинаида Серебрякова принадлежит к двум известнейшим родам – Бенуа и Лансере, внесшим неоценимый вклад в историю русской культуры, поэтому путь в большое искусство был для нее естественным и органичным. Расцвет творчества Серебряковой пришелся на самые трагические годы – Первая мировая война, революция, смерть мужа… Оставшись с четырьмя детьми без средств к существованию, художница тем не менее отказывалась перейти на модный тогда футуристический язык. Ее полотнам всегда были присущи классическая ясность образов и чистота цвета. Осенью 1924 года Зинаида Серебрякова выезжает в Париж, получив заказ на большое декоративное панно. Она планировала вернуться в Россию, где у нее остались дети и больная мать, но судьба распорядилась иначе… Духовное «возвращение» художницы на родину состоялось лишь в конце ее жизни, в 1966 году, когда в Москве, Ленинграде и Киеве прошли ее персональные выставки, ставшие триумфальными. С тех пор Зинаида Серебрякова становится популярной в России, а ее альбомы печатаются миллионными тиражами.

Русский музей – хранитель одной из крупнейших коллекций художницы. Значительная ее часть представлена на выставке, открывающейся в Казани, – 66 произведений живописи и графики, отражающих разные этапы творчества Зинаиды Серебряковой. Среди них работы, написанные в родовом имении Нескучное под Харьковом: «Уборка хлеба. Жатва», «Крестьяне», этюды к знаменитому полотну «Беление холста», а также автопортрет 1911 года. Здесь же представлены полотна, созданные в тот период, когда Серебрякова открыла для себя новую тему – балет ( «Балетная уборная», «Портрет балерины Е.Н.Гейденрейх в красном» и др.). А также картины, написанные в период эмиграции, во Франции. Вдали от родины Серебрякова продолжала развивать любимые темы: она пишет бретонских рыбаков и торговок, марокканских детей, восточных женщин…

На выставке «Зинаида Серебрякова» представлены также фотографии, выдержки из дневников и писем художницы, позволяющие окунуться в атмосферу того времени, в котором она жила и творила.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще