В прошлом Азимовская мечеть – Шестая соборная, или Заводская в простонародье, – одна из самых красивых в Казани. Это удивительное здание как будто сошло на улицы бывшей рабочей слободы со страниц волшебных сказок…
Удивительно, но в советское время о существовании мечети мало кто знал. Ей «повезло» оказаться рядом с закрытой территорией завода «Радиоприбор». Кое-где на его заборе еще можно встретить табличку «Иностранцам вход запрещен», оставшуюся с той поры. Говорят, что охранники предприятия проявляли излишнюю бдительность и не пускали сюда, на улицу Сабанче (ныне Фаткуллина), не только иностранцев, но и местных жителей.
Мечеть расположена на берегу озера Кабан и является памятником архитектуры в стиле эклектики. Как и столетие назад, она радует глаз изысканностью пропорций, изяществом силуэта и узором фасадов. В 1989 году Азимовскую мечеть вернули верующим, а еще три года спустя она была капитально реконструирована по проекту архитектора Рафика Билялова.
В декоративном оформлении здания преобладают восточно-мусульманские, «сельджукские» мотивы, позволившие неизвестному зодчему (имя его, увы, кануло в Лету) создать романтический образ культового сооружения. Совершенству щедро украшенных лепниной стен соответствует современная реконструкция интерьеров. Наконец, ажурная ограда, напоминающая арабески Булгара и средневековой Казани, дополняет архитектурный облик мечети и как бы стелется под стройным минаретом – настоящим произведением искусства.
Это двенадцатигранный, утончающийся кверху столп. Его диаметр – всего три метра, высота – 51. Поднимается он не из основного здания, как в большинстве мечетей, а из собственного фундамента и напоминает старинные минареты Стамбула. Венчает башню пышный сталактитовый карниз, который несет круглый балкон вокруг светового фонаря цилиндрической формы – традиционного места муэдзина, призывающего к молитве.
Планировка внутри мечети простая – высокие двери у основания минарета ведут в небольшое вестибюльное помещение, а затем – в высокий ритуальный зал. Внизу расположены обширные подвалы, вероятно, служившие в прошлом складами для купеческих товаров. Ныне там женская половина.
Возникновение прихода относится к началу позапрошлого века, когда юго-западная сторона города в районе деревни Плетени стала интенсивно заселяться мусульманами, которые работали на расположенных здесь мыловаренных заводах купцов Юнусовых и Апанаевых. В 1810 году на средства хаджи (то есть человека, совершившего паломничество в Мекку) Габдельмазита Абубакирова была построена одноэтажная деревянная мечеть без минарета, просуществовавшая до 1851 года. На ее месте один из самых богатых купцов прихода, владелец двух фабрик, глава татарской городской ратуши Мустафа Азимов выстроил новую каменную мечеть с минаретом.
В марте 1887 года казанский мещанин Шагиахмет Аминов представил в губернское правление ходатайство «о построении новой каменной мечети вместо существующей деревянной, пришедшей в совершенную ветхость, а также подписку купца Муртазы Мустафича Азимова о согласии постройки на свой счет».
Получив месяц спустя разрешение, мусульманская община приступила к строительству, которое было завершено в 1890 году. Купец не увидел своего замечательного творения – он умер в конце 1887 года.
В начале 1930-х мечеть была закрыта, а в послевоенное время в ней были размещены… кинотеатр и курсы по повышению квалификации работников культуры Татарии.