Спустя два года после премьеры спектакль Татарского академического театра оперы и балета им. М.Джалиля «Золотая Орда» снова в центре внимания.
На Тукаевскую премию в этом году номинирована творческая группа создателей спектакля: директор театра Рауфаль Мухаметзянов (автор идеи и художественный руководитель проекта), балетмейстер-постановщик Георгий Ковтун и исполнители центральных партий Кристина Андреева (Джанике) и Михаил Тимаев (Дух хана Батыя). До объявления результатов осталось совсем немного, и самое время напомнить, как рождался этот шедевр.
Елена ПАВЛОВА
Балет «Золотая Орда» на музыку Резеды Ахияровой был создан по заказу театра им. М.Джалиля, работа над ним длилась свыше трех лет. Либретто написал народный поэт Татарстана Ренат Харис, в качестве постановщика был приглашен Георгий Ковтун – хореограф, чье масштабное мышление и умение сотворить на сцене грандиозное действо как нельзя лучше соответствовало идее национального спектакля. Благодаря работе профессиональной команды постановщиков театр заполучил в репертуар один из самых красивых и интересных спектаклей. Премьера балета состоялась 22 сентября 2013 года.
В основе сюжета – любовная линия Джанике (дочери хана Токтамыша) и Нурадина (сына полководца Мурзы). В их отношения вмешивается Визирь, который сам хочет жениться на Джанике и узурпировать власть. В результате его интриг против Нурадина и Мурзы разворачиваются военные действия. Мурза просит помощи у эмира Самарканда Тимура и, таким образом, открывает перед ним границы, и эмир, воспользовавшись этим, завоевывает власть. В финале Мурза, мстя за гибель Джанике и Нурадина, убивает Визиря, но при этом он понимает, что сам привел чужеземное войско на свою родину и в итоге потерял все – страну, сына, невестку.
Роль Джанике – единственной героини в «мужском» спектакле – станцевала балерина Кристина Андреева. Образ дочери хана наполнен сложными хореографическими элементами, непрост он и с психологической точки зрения. Джанике Андреевой стала настоящим украшением спектакля – воплощением женственности, чистоты, искренности…
В спектакле есть еще один важный персонаж – Дух хана Батыя, который тянет за собой Арбу судьбы некогда единой и могущественной Золотой Орды. И он же соединяет сердца Джанике и Нурадина… Дух хана Батыя в исполнении премьера труппы Михаила Тимаева – собирательный, сложный образ, который держит внимание публики с самого начала и до финала спектакля. Рисунок партии преисполнен ломаной пластики, напоминающей движения смертельно раненой змеи. Это один из самых запоминающихся образов спектакля.
Масштаб постановке придает обилие батальных и массовых «народных» сцен. Это в буквальном смысле большой спектакль, что создает определенные трудности для его показа на гастролях, хотя, как написала балетный критик Лейла Гучмазова, «не вывозить его из Казани – слишком большая роскошь». В случае с «Золотой Ордой» театр нашел выход – по инициативе Рауфаля Мухаметзянова в 2014 году спектакль транслировался в прямом эфире на крупнейшем европейском телеканале Mezzo. Около 150 миллионов зрителей из 40 стран мира узнали, что представляет собой современный татарский балет, какого уровня постановки идут в Казани, познакомились с частью исторического прошлого нашего края. Трансляция прошла с большим успехом. Неизменно овацией зрителей завершается и каждый спектакль в Казани. Все это придает уверенности в том, что спектакль «Золотая Орда» войдет в сокровищницу татарского балетного искусства, станет еще одной жемчужиной национального репертуара, как любимый многими поколениями балет Фарида Яруллина «Шурале».