Филармонический джаз-оркестр Республики Татарстан — один из ведущих джазовых коллективов России, продолжатель традиций мэтра российского джаза Олега Лундстрема. Джаз-оркестр был создан в январе 2011 года, первое выступление коллектива состоялось при участии выдающегося музыканта Игоря Бутмана. В настоящее время оркестр сотрудничает со многими известными джазменами и джазовыми коллективами, среди которых обладатели премии «Грэмми» ансамбль New York Voices, Анатолий Кролл, Давид Голощекин, Владимир Фейертаг, Джейми Девис, Мэнди Гейнс и другие.
Бессменным художественным руководителем оркестра является заслуженный деятель искусств РТ, профессор кафедры эстрадно-джазовой музыки Казанского университета культуры и искусств Анатолий Василевский. 8 апреля в Концертном зале филармонии им. Г.Тукая состоялся юбилейный вечер маэстро, которому исполнилось 75 лет. А накануне нам удалось побеседовать с Анатолием Василевским о том, как в его жизнь вошел джаз.
– Анатолий Александрович, вы с детства хотели стать музыкантом?
– Я вырос в обстановке домашнего музицирования: моя мать пела, а отец замечательно играл на баяне; в нашем доме постоянно слушали музыку на патефоне, а затем через радиоприемник. В старших классах я много чем увлекался – баскетболом, лыжами, коньками, мечтал стать футболистом. Но увлечение музыкой оказалось сильнее, и в 9-м классе я уже знал, что буду музыкантом.
– С чего началось ваше увлечение джазом?
– Из Ленинграда к нам, в Архангельск, приехал саксофонист Владимир Богданов, он ввел нас в настоящий мир джаза: привез фирменные оркестровки, приучил слушать «Час джаза» по «Голосу Америки». Мы эти радиопередачи записывали на катушечный магнитофон и прослушивали по многу раз. Вообще, это своеобразные университеты всех советских джазовых музыкантов, ведь джаз на 99 процентов «входит» через уши.
Настоящим потрясением для меня стал оркестр Олега Лундстрема, который приехал в Архангельск с гастролями. Нас с братом Володей поразил этот коллектив, и мы решили, что будем поступать в Казанскую консерваторию и заниматься джазом. Почему Казань? У нас дома была пластинка с аранжировками татарских мелодий Олега Лундстрема в исполнении татарского эстрадного оркестра, вот мы и решили, что к нам приехал тот самый оркестр.
– А что было дальше?..
– Незадолго до отъезда встречаю своего знакомого, который тоже учился в Казани, и узнаю от него, что вступительные экзамены уже в самом разгаре. Тогда я хватаю баян товарища и бегу на поезд. Пока ехал до Казани, занимался в тамбуре – на меня смотрели как на сумасшедшего. Приехал сюда, а в приемной ректора мне говорят, что я опоздал, все баянисты уже отыграли. Но тут заходит мужчина, о
– Приходилось ли вам общаться с самим Олегом Лундстремом?
– Да, я был знаком и с Олегом Леонидовичем, и с его братом Игорем. У нас были хорошие творческие взаимоотношения. Лундстрем нам очень помогал с репертуаром, аранжировками, давал шикарные советы.
– Любого ли можно научить джазу?
– Всю жизнь я работаю с детьми – в музыкальной школе №16 имени Олега Лундстрема и могу сказать, что джазу можно научить любого! Но есть несколько условий: человек должен интересоваться этим направлением, обладать хоть какими-то музыкальными данными и с детства слушать музыку. Все дети гениальны и имеют потенциал стать музыкантами, особенно если есть музыкальная среда, в какой повезло воспитываться мне.
– Какой политики вы придерживаетесь в управлении оркестром?
– Дирижер может быть диктатором, а может – демократом, но если оркестр играет плохо, то грош цена и тому, и другому стилю руководства. Все зависит от того, каков результат. Если он хороший, то, значит, ты все правильно делаешь. Что касается моего общения с оркестрантами, то я могу быть и жестким, и мягким – в зависимости от ситуации. Правило кнута и пряника еще никто не отменял.
– Сейчас публика интересуется джазом?
– На Западе сегодня наблюдается спад интереса к джазовой музыке, у нас в России тоже нет особенного ажиотажа, как, например, в 50–60-е годы. Тогда дети в школах играли в духовых оркестрах, многие из них потом приходили в джаз. Помнится, только в КАИ было два биг-бэнда! Я считаю, большой урон джазу нанесла рок-музыка. Молодые люди стали выбирать не трубу или тромбон, а гитару, ведь освоить этот инструмент намного проще.
Но сейчас молодежь снова тянется к джазу, пользуются спросом эстрадные отделения музыкального училища, университета культуры, немало детей учится в «джазовой» школе №16. Наверное, отчасти это плоды и моей деятельности…
– Сформулируйте, пожалуйста, ваше жизненное кредо.
– Кредо очень простое. Джаз – это мое все: моя жизнь, моя сущность.
Екатерина ВЕРБИЦКАЯ