Один из самых масштабных проектов российского кинематографа последних лет, приключенческая драма Александра Мельника «Территория», выходит на широкие экраны 16 апреля. На днях в Казани состоялся премьерный показ фильма для прессы и юных геологов – коллег главных героев киноленты.
В 1975 году одноименный роман Олега Куваева стал культовым произведением для общества советских геологов. Режиссер-постановщик фильма Александр Мельник по профессии – гидролог, в свое время в многочисленных экспедициях на Камчатке, Чукотке, Сахалине и в Приморье не расставался с книгой Куваева. Годы спустя он собрал творческую группу, которая более двух лет трудилась над созданием киноленты в жестоких условиях Заполярья на плато Путорана, где температура временами достигала минус 40 градусов по Цельсию.
Фильм рассказывает о поисках золота на Чукотке в начале 1960-х годов, о величественной природе Севера, о сильных и честных людях, одержимых своей работой – «простых советских суперменах», по выражению одного из героев киноленты.
Создатели фильма не скрывают, что их произведение носит не совсем развлекательный характер: «Территория» должна стать для зрителя, скорее, необычным интеллектуальным приключением и новым чувственным опытом.
По-своему уникальным опытом стали для творческой группы собственно съемки. Сама природа была им гримером и костюмером: стоило лишь выйти на улицу, как одежда покрывалась инеем, а снег и ветер через некоторое время довершали образ – трескались на морозе губы, обветривались щеки… Один из актеров, Константин Балакирев, в течение месяца сам строил (а точнее, копал) декорацию «шурф» – вертикальную шахту, где по сюжету работает его герой – трудяга-алкоголик по кличке Кефир.
– К сцене в шурфе я готовился целый год и хотел, чтобы все выглядело достоверно. Опыт работы под землей научил меня двигаться так, как двигались люди, занимавшиеся шахтерским трудом ежедневно. Физическое испытание пошло во благо образу, – объяснил журналистам Константин Балакирев на пресс-конференции, прошедшей после премьерного показа фильма.
Как рассказал Александр Мельник, многие члены съемочной группы и актерского состава прониклись некой особенной энергетикой Севера, его суровой романтикой. Актеры отказывались от каскадеров, самостоятельно выполняя опасные трюки: герою Григория Добрыгина, например, пришлось преодолеть вплавь широкую, бурную реку. Снимали эту сцену в летней экспедиции на реке Муксун, когда температура воды едва достигала четырех градусов тепла. Добрыгин отказался от дублера, лично совершив тяжелую переправу… Ему же чуть позже пришлось голышом бежать по замерзшему озеру за собаками, которые по сюжету фильма срываются и убегают.
Фильм предлагает зрителю найти для себя в современном кинематографе нечто новое, отличное от фальшивого потока развлекательных блокбастеров.
Впрочем, даже далекий от поисков сакрального смысла любитель кино не сможет не оценить визуальный ряд киноленты. Север снимали в ярких, сочных красках, как обычно снимают в теплых странах. Так, впервые в России было использовано ультравысокое разрешение 4К. Фильм изобилует планами, снятыми с воздуха при помощи новейшей техники.
«Территорию» действительно можно назвать «фильмом не для всех», однако сходить на него обязательно стоит. По словам Александра Мельника, смысл, заложенный в произведение Олегом Куваевым в советские годы, сегодня приобретает совершенно новую, свежую трактовку.
– Я снимал картину не о 1961 годе, когда происходят действия в романе. Я снимал фильм о сегодняшнем и завтрашнем дне. О том, что скоро общество снова востребует людей, которые готовы отдавать больше, чем брать. Они станут новыми героями, а не те, кто смог больше всех взять и остаться безнаказанным, – констатировал Александр Мельник.