«Чучундра с Рублевки» спела без грима

Неисповедимы пути к успеху. Анна Ардова играла в Московском театре им. Маяковского, снялась почти в полусотне фильмов, а популярность к ней пришла после глав­ной роли в ситкоме «Одна за всех».

Автор статьи: Фарида АБИТОВА

information_items_10119738

Неисповедимы пути к успеху. Анна Ардова играла в Московском театре им. Маяковского, снялась почти в полусотне фильмов, а популярность к ней пришла после глав­ной роли в ситкоме «Одна за всех».

Сегодня любая актриса, почувствовав вкус успеха, отдает себе отчет в том, что это, возможно, ненадолго. И если она способна в одиночку собрать концертный зал хотя бы мест на пятьсот и быть интересной публике в каком-либо качестве, то почему бы этого не сделать?

Вот и Анна Ардова после завершения съемок ситкома «Одна за всех» стала проводить творческие вечера в городах России. Три года назад встречи со зрителями вели ее муж – актер Александр Шаврин и подруга-актриса. Сейчас справляется сама – ей достаточно моральной и концертмейстерской поддержки другой Анны – Петуховой, которой, по словам Ардовой, и пришла идея вывести свою подругу на сцену в качестве певицы: «После спектаклей в гримерке, на вечеринках я все время пела песни. Анюта (Анна Петухова. — Авт.) слушала меня и как-то говорит: „А почему бы тебе не петь на сцене?“ «Да ты что! Я же не певица». «Никто тебя не заставляет быть вокалисткой, пой актерские песни, ты же актриса». Так, благодаря Анечке Петуховой я стою здесь и пою», – объяснила свое новое амплуа Ардова казанской публике со сцены Татарской государственной филармонии им. Г.Тукая.

Ее вокальные номера приятно удивили поклонников ролей спящей охранницы, президента Екатерины Ивановой, вредной старушки Серафимы Аркадьевны, мегакапризной певицы Василисы Стар, продавщицы хот-догов Галы и блистательной силиконовой красотки Энджи. Голос Ардовой оказался весьма подходящим для романсов (Вертинского, Розенфельда, Прозоровского, Вайля, Петрова), которые благодаря ее артистичному исполнению стали маленькими спектаклями.

Формат творческого вечера подразумевает не только песни, но и непосредственные монологи артиста, ответы на вопросы зрителей. И Ардова с видимым удовольствием рассказала о своей знаменитой семье.

В доме ее бабушки – актрисы, ученицы Станиславского Нины Ольшевской и дедушки – драматурга Виктора Ардова – перебывала вся творческая интеллигенция Москвы. Прямо над Ардовыми жили Осип и Надежда Мандельштам. Однажды они попросили устроить на ночлег свою гостью, Анну Ахматову, приехавшую из Ленинграда, так как у них самих в ту ночь все спальные места оказались заняты другими гостями. С первой же встречи Анна Ахматова по-­
дружилась с Ниной Антоновной и с тех пор, приезжая в Москву, подолгу гостила у Ардовых. На «легендарной Ордынке» – в доме Ардовых ее посещали московские друзья Фаина Раневская, Дмитрий Шостакович, Александр Вертинский, Корней и Лидия Чуковские, Арсений Тарковский. Летом 1941 года здесь состоялась первая встреча Ахматовой и Цветаевой.

«Из детства я вынесла ощущение, что все эти вещи никак не сопоставимы с реальной человеческой жизнью. К примеру, Борис Пастернак в первый раз прочитал „Доктора Живаго“ у нас в гостиной. Анну Ахматову после объявления вне закона перестали печатать, не давали даже переводить. Или когда попавший в опалу Зощенко просто перестал есть и умер от голода – ему все мерещилось, что его отравят. И даже когда он приходил к нам в дом, то говорил моей бабушке: «Ниночка, я знаю, что здесь меня не отравят, но я даже дома не ем». И тогда понимаешь, в какой ситуации оказались эти люди, какими они были великими, как достойно несли свой крест. А мои бабушка и дедушка остались в русской культуре просто как хорошие люди, которые не побоялись протянуть им руку помощи».

  • Первые ситкомы появились в 1940-х годах, тогда же впервые стал применяться «консервированный смех» для создания у зрителей, не привыкших смотреть представления в одиночестве, привычного ощущения эстрадного концерта с полным залом

Анна очень тепло говорит о бабушке и практически ничего – о маме и папе. Ее родители – актриса Московского ТЮЗа Мира Ардова и актер, режиссер Борис Ардов – развелись, обзавелись новыми семьями ( «приемными отцами» Анны были актер Игорь Старыгин и режиссер Лев Вайсман), и, похоже, только от бабушки Анна чувствовала любовь. Никто из «дома на Ордынке» пока не выпал из богемной среды. Дяди Анны – народный артист СССР Алексей Баталов и писатель-мемуарист Михаил Ардов, первый муж – актер Даниил Спиваковский, второй – актер Александр Шаврин, дочь Соня – профессиональная актриса, и даже маленький сын Антон уже задействован мамой в ситкомах.

Не обошлось без подробностей о съемках скетч-шоу «Одна за всех». Оказалось, что самое трудное для Ардовой – носить килограммы грима и силиконовые маски Толстухи, пытающейся похудеть, и пенсионерки Серафимы Аркадьевны. Свою героиню, вредную пенсионерку, Ардова, впрочем, любит – Серафима Аркадьевна, по ее мнению, вовсе не злая, а просто очень одинокая женщина, которой надо как-то развлекаться. Нравятся ей и «чучундры» с Рублевки, не обремененные интеллектом – «они добрые и, главное, умеют по-настоящему дружить». Правда, доставляла неудобства силиконовая «красота» Энджи, выросшая к седьмому сезону до десятого размера: в перерывах, во время отдыха грудь приходилось подпирать руками. Да и накачанные губы красотки отваливались, стоило актрисе хотя бы улыбнуться.

Многие образы интермедий списаны с натуры. Так, прототипом еврейской мамы инфантильного Семы является мама подруги детства Ардовой. Долго не получался узбекский акцент стюардессы Залимы, помог друг Стас Назиров (актер, режиссер) – «голос повыше и все время – удивленные интонации»…

Два часа творческого вечера без антракта пролетели незаметно, в доброй и дружелюбной атмосфере, и казанский зритель был бы полностью доволен, если бы актриса, подстраиваясь, видимо, под вкусы определенной публики, не допустила пару шуток «ниже пояса» и ляп с Бугульминским театром… Удивительно, но, собираясь в Казань, Анна Борисовна не вспомнила о том, что связывает ее семью с нашей республикой, и лишь вопрос из зала (за который она, впрочем, искренне поблагодарила зрителя) натолкнул ее на рассказ о еще одном периоде из жизни бабушки.

В 1942–1945 годах Нина Ольшевская была в эвакуации в Бугульме и, как сообщила Анна Ардова, «создала Бугульминский русский театр». Здесь Анна, конечно, не совсем точна: ее бабушка работала главным режиссером театра, который существовал еще в 1900 году, а официальный государственный статус получил в 1935-м. Но вклад Ольшевской в развитие профессионального театра Бугульмы действительно был весом и по достоинству отмечен орденом «Знак Почета». Бугульминский театр стал также стартовой площадкой для Алексея Баталова, имя которого носит с 2008 года.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще