Роман с романсом

На днях в казанском Доме актера премьерным спектаклем-концертом «Дорогой Александр Николаевич» открылся Театр романса Юлии Зиганшиной. В самой афише – некая загадка. Кто такой Александр Николаевич? Оказывается, он не один – их двое, полных тезок: драматург Островский и изысканный эстрадник Вертинский. 

Автор статьи: Евгений УХОВ

Фото: Алексей ЛИПОВЕЦКИЙ

information_items_10114953

На днях в казанском Доме актера премьерным спектаклем-концертом «Дорогой Александр Николаевич» открылся Театр романса Юлии Зиганшиной.

В самой афише – некая загадка. Кто такой Александр Николаевич? Оказывается, он не один – их двое, полных тезок: драматург Островский и изысканный эстрадник Вертинский. Казалось бы, что связывает эти из разных веков фамилии? А ларчик просто открывается: романсы! Они звучали в спектаклях и фильмах по произведениям великого русского классика, ими же пронизано и творчество некогда опально-популярного отечественного шансонье. Свести их в одной программе рискнули хозяйка музыкального салона «Казанский романс» Юлия Зиганшина и ее муж – поэт, композитор, бард, продюсер всех ее альбомов и программ Алексей Гомазков.

Неожиданный литературно-вокальный симбиоз был встречен слушателями на бис. Они в очередной раз смогли насладиться трогательным, чувственным исполнением Юлией классических русских романсов, вспомнить «Печальныя песенки» и комические куплеты Вертинского, которые с присущей ему эксцентричностью показал Алексей. Аккомпанировали им музыканты Александр Лаврентьев и Максим Мулин.

Что до меня, то я хожу на их концерты, как к давним знакомым. В 1998 году Юлия стала серебряным лауреатом проводимого под эгидой газеты «Труд» всероссийского открытого певческого конкурса «Романсиада». Девушка с гитарой, скромно представленная как «учительница музыки из Казани», покорила строгое жюри, состоявшее из таких мэтров, как Валентина Пономарева, Алла Баянова, Николай Сличенко. А вскоре Москва приветствовала уже вполне сложившуюся профессиональную самобытную певицу. Зрителей пленила ее задушевная, камерная манера исполнения под гитару классических романсов, всегда считавшихся прерогативой оперных певцов. Впечатлял и ее поистине безбрежный певческий диапазон: от простенькой песенки «Саша» из репертуара Изабеллы Юрьевой до классического романса «Поцелуй» на стихи Евгения Боратынского, ставшего впоследствии музыкальной доминантой популярного телесериала «Бедная Настя».

Разумеется, после такого триумфа собкор «Труда» не мог избежать встреч со звездной землячкой. Одна из них произошла в Музее-флигеле Боратынских, где всяк сюда входящего встречал на пороге звон поддужного колокольчика. Таким же серебром звучал и голос Юлии, исполняющей свою «коронку»: «Динь-динь-динь… колокольчик звенит».

Они пришли вдвоем с Алексеем: к тому времени их семейно-творческий тандем вполне сформировался. А все началось с того, что московский поэт и рокер подсел в микроавтобус с казанской группой «Уленшпигель», в состав которой входила Юля. Результатом случайного перехлеста их стежек-дорожек стал ансамбль интеллектуального эстрадного направления «Маятник».

– Впервые я пришла сюда как журналистка по заданию редакции, – вспомнила Юля, некогда выпускница журфака КГУ. – Творческий дух, царивший в этих стенах, так пленил меня, что я поняла: надо менять специальность. Появилась мечта воссоздать музыкальный салон, существовавший здесь еще при Баратынских.

Признаюсь, такое заявление из уст бывшей бас-гитаристки группы наивного рока «Зиганшин-буги» показалось мне, мягко говоря, неожиданным. Впрочем, время все расставило по местам. Помнится, год спустя салон «Казанский романс», открывшийся в бывшем ДК Менжинского (ныне КЦ МВД РТ), уже прослыл своего рода постоянным региональным филиалом «Романсиады».

– До «Романсиады» романс был для меня лишь одной из музыкальных склонностей, а теперь он превратился в осознанный профессиональный выбор, – признавалась Юлия. – Мне важно, чтобы человек, прислушиваясь ко мне, прежде всего воспринимал Пушкина, Вяземского, Фета. Исполнитель романсов должен оставаться чуточку позади текста и уж ни в коем случае не вылезать вперед, не выпячивать себя. Однажды, после очередного концерта, ко мне подошел молодой человек и признался: «До вас я не разбирал в романсах половины слов: артисты, что называется, их „проглатывают“. Это правда, вокалисты часто желают показать силу своего голоса, оставляя текст на втором плане. Мой принцип: ничего не напортить, донести до слушателей сам романс без искажений и вольных интерпретаций.

За эти годы Юлия стала известной не только в Казани и России исполнительницей романсов. Она пела в Германии, Франции, Испании, Израиле, США, в Польше был переиздан ее альбом «Царскосельская статуя». Они с Алексеем подготовили более 20 программ классического, бытового, авторского романса.

Ее пение со сцены прервалось лишь однажды – на декретный срок.

– Вынашивая Софью, я одновременно вынашивала и свою новую сольную программу, записывала альбом современного романса. Тогда же мы с мужем задумали проект: «вспомнить» все лучшее, что было в легкой музыке ХХ века – джаз, кантри, музыкальную эксцентрику, блюз, рок-н-ролл. В конце концов, ведь и романс – эстрада, только в самом высоком значении этого понятия.

Помню, у детской коляски счастливая мама призналась, что даже в «гули-гули» новорожденной она слышит музыкальное звучание и верит, что в их доме скоро зазвучит еще один серебряный колокольчик. Сейчас девочке 11 лет, она ходит на концерты родителей и уже сделала с подружками мультфильм.

Что же до самого концерта-спектакля, то я поклонник Юлии с того самого момента, когда познакомился с одним из первых ее альбомов классических русских романсов «И тихо, и ясно». А как зритель могу засвидетельствовать: публика расходилась с него, как с вечерни – благостной и просветленной.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще