В Казани продолжается фестиваль мусульманского кино. В его рамках прошла ретроспектива фильмов, пожалуй, самого именитого гостя юбилейного кинофорума – голландского режиссера Йоса Стеллинга, чье творчество давно находится в поле зрения мирового киносообщества. А после того как Стеллинг один за другим снял два фильма о России ( «Душка», «Девушка и смерть»), у режиссера появилось много поклонников и в нашей стране.
Йос Стеллинг приехал в Казань за несколько дней до официального открытия кинофестиваля и сам представлял свои фильмы, а когда в кинозале загорался свет, он снова выходил к зрителям, что называется, с открытым забралом. Как он сам объяснил, «снять фильм – это только половина процесса, вторая половина – это зрители, их интерпретация фильма. И порой она интереснее, чем моя. Я всегда говорю: чем лучше публика, тем лучше фильм».
Как режиссер Стеллинг дебютировал сорок лет назад фильмом «Марикен из Неймегена», который сразу привлек внимание публики и попал на Каннский кинофестиваль. Это историческая притча о девушке из фламандского простонародья, в которой режиссер использовал фольклорные мотивы в стиле П.Брейгеля и И.Босха (на экране словно оживают полотна великих художников). Кстати сказать, Стеллинг получил художественное образование, но никогда и нигде не учился режиссуре.
Потом был «Иллюзионист», который принес ему мировое признание. Здесь впервые проявились основные черты его авторского стиля: это минимум слов, диалогов и при этом глубочайший психологизм, все становится понятным на уровне жестов, мимики и эмоций. «Диалоги всегда рассудочны, потому что они апеллируют к разуму, а кинорежиссер, создавая фильм, должен идти от сердца, то есть следовать музыке», – говорит Йос Стеллинг, которого называют мастером диалогов без слов. Но самое
пронзительное в «Иллюзионисте» – это тема тотального человеческого одиночества, которая лейтмотивом проходит через все творчество режиссера ( «Стрелочник», «Летучий голландец», «Ни поездов, ни самолетов»). Не случайно Стеллинг говорит, что всю жизнь снимает одну картину. При этом одиночество – явно не его удел. «У меня две большие семьи, – признался он. – Одна – это моя жена и четверо детей. Вторая – это моя съемочная группа».
По словам Йоса Стеллинга, большинство его фильмов имеют небольшой бюджет и все равно редко окупаются. Средства на жизнь и творчество режиссеру приносят принадлежащие ему в родном Утрехте два артхаусных кинотеатра, которые стали местом паломничества профессионалов и любителей кино со всей Европы.
В 2007 году на экраны вышел фильм Стеллинга «Душка», где в главной роли снялся российский актер Сергей Маковецкий. Это история о том, как в жизнь одинокого стареющего голландца Боба внезапно врывается странный русский в шапке-ушанке и с полупустым чемоданчиком, которого все называют Душкой. Сначала голландец впадает в панику от беспардонности незваного гостя, а потом не может без этого русского жить.
- Меня не интересует политика. Но в глобальном смысле чрезвычайно увлекает механизм внутренних взаимодействий Восточной и Западной Европы. Люди Запада одержимы и скованы всю жизнь необходимостью заработка, новых и новых покупок. Но чем больше я знакомлюсь с русским человеком, тем больше меня привлекает совершенно другая, недоступная нам система ценностей.
По словам режиссера, это история Востока и Запада – их вечного притяжения и отталкивания. «На Западе все думают о завтрашнем дне, на Востоке – живут настоящим, здесь и сейчас. И я думаю, это прекрасно, ведь жить завтрашним днем бессмысленно. Это то, что голландец Боб понял благодаря Душке – Маковецкому», – сказал Йос Стеллинг и намекнул, что фильм во многом автобиографичен.
На этом сотрудничество режиссера с Россией не закончилось. Два года назад Стеллинг снял фильм «Девушка и смерть», который он сам называет «поклоном русской литературе». Кроме Сергея Маковецкого, в нем снимались и другие российские актеры – Рената Литвинова, Светлана Светличная. На этот раз режиссер попытался рассказать о трагических терзаниях русской души и увековечить культуру XIX века.
«Мы с Маковецким очень подружились, – рассказал режиссер. – Мне было интересно с ним работать. Он чеховский актер, и мы уже говорили о следующем фильме – экранизации «Черного монаха».
В последнее время Йос Стеллинг довольно часто приезжает в Россию и охотно говорит на эту тему: делится своими впечатлениями, размышляет. Чувствуется, что эта тема его волнует.
«Россия – большая страна, а Голландия – маленькая. И когда приезжаешь из самой маленькой в большую, такое чувство, что весь мир твой. Мы, голландцы, говорим на многих языках, много путешествуем. А в России люди очень доброжелательные, но закрытые. Когда я говорю о Достоевском, Чехове, мне говорят: не надо их трогать, это наше. Вместо того чтобы гордиться своей культурой и тем, что она кого-то тоже вдохновляет».
«Недавно я был в Новосибирске, и во время презентации фильма „Душка“ одна женщина мне сказала, что я абсолютно ничего не понимаю в русской душе. Не могу с ней не согласиться. Русская душа – действительно, большая и красивая загадка, и я считаю, пусть она таковой и останется!» – резюмировал голландский гость.