Вчера в Национальной художественной галерее «Хазинэ» открылась большая выставка, посвященная творчеству известного художникамонументалиста Чингиза Ахмарова (1912–1995), за которым еще при жизни утвердилась слава «восточного Сикейроса».
Волею судьбы большую часть своей жизни Чингиз Ахмаров прожил в Узбекистане, но родился художник на Южном Урале, в городе Троицке в просвещенной татарской семье. В доме была библиотека, оставшаяся от деда Мифтохитдина. В ней было множество рукописных, литографических книг, газет и журналов на турецком и татарском языках. Научившись читать, Чингиз пропадал в дедовской библиотеке.
Любимейшей его книгой был объемистый труд Элизе Реклю «Земля и люди». Издание содержало много сведений по географии, этнографии, истории. Будущий художник замирал, разглядывая красочные гравюры, и даже пытался их копировать.
В 1930 году его семья переехала в Самарканд. Сюда же после окончания Пермского художественного техникума вернулся Чингиз Ахмаров (позже он окончил Московский художественный институт им. В.Сурикова и аспирантуру в мастерской И.Грабаря). Здесь, в Средней Азии, под влиянием многовековой культуры Востока и сформировался изобразительный язык художника. В своих лучших работах Чингиз Ахмаров возрождает традиции восточной миниатюры и фресок, обогащая их опытом и достижениями европейской школы.
Первой яркой страницей творчества художника как монументалиста стало оформление театра оперы и балета им. А.Навои в Ташкенте. Только что построенное архитектором А.Щусевым здание соединяло в себе черты современной и традиционной национальной архитектуры; в его оформлении использовались резьба по ганчу (особый материал, состоящий из глины и гипса) и фрески (всего восемь композиций), которые и выполнил Чингиз Ахмаров. Художник расписывал интерьеры театра, находясь под впечатлением образов, навеянных лирическими поэмами Навои, которые он знал наизусть. За эти росписи 35-летний Ахмаров был удостоен Сталинской премии.
Значителен вклад Чингиза Ахмарова и в татарское монументальное искусство. Так, в 1955–1956 годах им были выполнены настенные росписи в Татарском театре оперы и балета им. М. Джалиля (аллегорические композиции «Танец», «Музыка», «Живопись»), но, к сожалению, увидеть и оценить их тонкое изящество уже не представляется возможным (во время недавней реконструкции здания театра росписи бесследно исчезли). Кроме того, в 1960 году художник выполнил керамическое панно для Казанского речного порта, которое можно увидеть и сегодня.
Помимо монументального искусства, Чингиз Ахмаров много и плодотворно работал как живописец, график, сценограф, художник кино.
Первая большая выставка выдающегося узбекского художника с татарскими корнями состоялась в Казани в 1990 году. Сто пятьдесят шесть его живописных работ, привезенных из Ташкента и излучавших необыкновенную гармонию, были выставлены в залах Музея изобразительных искусств РТ и произвели неизгладимое впечатление на зрителей, почувствовавших в авторе яркую индивидуальность.
И вот спустя двадцать четыре года – новая встреча с творчеством большого мастера. На только что открывшейся выставке «Известный и неизвестный Чингиз Ахмаров», организованной ГМИИ РТ совместно с московским фондом имени Марджани и Национальным культурным центром «Казань», представлено более ста произведений, выполненных в разных техниках: карандашный рисунок, акварель, гуашь, живопись маслом и темперой. Среди них – портреты, тематические композиции, эскизы к театральным постановкам и фильмам. Собранные вместе, они воспринимаются как еще одна фреска, которая доносит до нас сложную гамму чувств, мыслей и настроений человека, прожившего долгую, яркую и драматичную жизнь, объявшую несколько эпох.