Неоконченная фреска Чингиза Ахмарова

Вчера в Национальной художественной галерее «Хазинэ» открылась большая выставка, посвященная творчеству известного художника­монументалиста Чингиза Ахмарова (1912–1995), за которым еще при жизни утвердилась слава «восточного Сикейроса».

Автор статьи: Александра ДАШИНА

information_items_10113469

Вчера в Национальной художественной галерее «Хазинэ» открылась большая выставка, посвященная творчеству известного художника­монументалиста Чингиза Ахмарова (1912–1995), за которым еще при жизни утвердилась слава «восточного Сикейроса».

Волею судьбы большую часть своей жизни Чингиз Ахмаров прожил в Узбекистане, но родился художник на Южном Урале, в городе Троицке в просвещенной татарской семье. В доме была библиотека, оставшаяся от деда Мифтохитдина. В ней было множество рукописных, литографических книг, газет и журналов на турецком и татарском языках. Научившись читать, Чингиз пропадал в дедовской библиотеке.

Любимейшей его книгой был объемистый труд Элизе Реклю «Земля и люди». Издание содержало много сведений по географии, этнографии, истории. Будущий художник замирал, разглядывая красочные гравюры, и даже пытался их копировать.

В 1930 году его семья переехала в Самарканд. Сюда же после окончания Пермского художественного техникума вернулся Чингиз Ахмаров (позже он окончил Московский художественный институт им. В.Сурикова и аспирантуру в мастерской И.Грабаря). Здесь, в Средней Азии, под влиянием многовековой культуры Востока и сформировался изобразительный язык художника. В своих лучших работах Чингиз Ахмаров возрождает традиции восточной миниатюры и фресок, обогащая их опытом и достижениями европейской школы.

Первой яркой страницей творчества художника как монументалиста стало оформление театра оперы и балета им. А.Навои в Ташкенте. Только что построенное архитектором А.Щусевым здание соединяло в себе черты современной и традиционной национальной архитектуры; в его оформлении использовались резьба по ганчу (особый материал, состоящий из глины и гипса) и фрески (всего восемь композиций), которые и выполнил Чингиз Ахмаров. Художник расписывал интерьеры театра, находясь под впечатлением образов, навеянных лирическими поэмами Навои, которые он знал наизусть. За эти росписи 35-летний Ахмаров был удостоен Сталинской премии.

Значителен вклад Чингиза Ахмарова и в татарское монументальное искусство. Так, в 1955–1956 годах им были выполнены настенные росписи в Татарском театре оперы и балета им. М. Джалиля (аллегорические композиции «Танец», «Музыка», «Живопись»), но, к сожалению, увидеть и оценить их тонкое изящество уже не представляется возможным (во время недавней реконструкции здания театра росписи бесследно исчезли). Кроме того, в 1960 году художник выполнил керамическое панно для Казанского речного порта, которое можно увидеть и сегодня.

Помимо монументального искусства, Чингиз Ахмаров много и плодотворно работал как живописец, график, сценограф, художник кино.

Первая большая выставка выдающегося узбекского художника с татарскими корнями состоялась в Казани в 1990 году. Сто пятьдесят шесть его живописных работ, привезенных из Ташкента и излучавших необыкновенную гармонию, были выставлены в залах Музея изобразительных искусств РТ и произвели неизгладимое впечатление на зрителей, почувствовавших в авторе яркую индивидуальность. 

И вот спустя двадцать четыре года – новая встреча с творчеством большого мастера. На только что открывшейся выставке «Известный и неизвестный Чингиз Ахмаров», организованной ГМИИ РТ совместно с московским фондом имени Марджани и Национальным культурным центром «Казань», представлено более ста произведений, выполненных в разных техниках: карандашный рисунок, акварель, гуашь, живопись маслом и темперой. Среди них – портреты, тематические композиции, эскизы к театральным постановкам и фильмам. Собранные вместе, они воспринимаются как еще одна фреска, которая доносит до нас сложную гамму чувств, мыслей и настроений человека, прожившего долгую, яркую и драматичную жизнь, объявшую несколько эпох.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще