29 сентября 2023

Легенды Елабуги – под кистью художника

Опубликовано: 15.07.2014 2:12

information_items_10113033

Очередной международный симпозиум по современному искусству в Елабуге добавил в коллекцию местного музея-заповедника еще несколько десятков картин художников из разных стран. За девять лет проведения таких арт­проектов Елабуга стала обладательницей внушительного собрания: горожане надеются, что будет подобрано здание и в городе появится музей современной живописи.

Каждый подобный симпозиум имеет определенную тему, чаще всего основанную на истории и фольклоре. На этот раз на картинах художников ожили легенды и мифы елабужской земли. Оказалось, что их не так уж и мало. Впервые эти устные и письменные предания были столь полно и многообразно отражены в изобразительном искусстве. Художникам предложили заглянуть в глубь веков, а объединяющим мотивом стала тема «Елабуга. Город птиц».

Многие, действительно, в качестве главных образов своих работ выбрали птиц, а также быка. «Птичья тема» лежит, можно сказать, на поверхности. Дятел сопровождает Елабугу во все время ее существования в статусе города: с 1781 года эта птица живет на елабужском гербе. Множество птиц, в том числе хищных, всегда наполняло окрестные шишкинские леса.

А вот бык пришел из преданий, в том числе связанных с происхождением названия города. Животное фигурирует в нескольких легендах. Например, в той, что рассказывает о временах Волжской Булгарии: «На территории Елабужского городища, на высоком правом берегу Камы стояла крепость-мечеть. Кама всегда была оживленным торговым путем. Вверх и вниз по реке проплывало множество торговых кораблей. Купцы и судовщики нуждались в отдыхе. А здесь они могли переночевать, отдохнуть и помолиться о дальнейшей дороге. Молиться было за что: перекаты в этих местах считались опасными и пользовались недоброй славой. В русле Камы под водой таилась огромная каменная глыба, очертаниями похожая на быка. Вокруг нее всегда кипел водоворот. Случалось, что корабли стремительным течением затягивало на камень, и они разбивались. Булгары прозвали его „ала“ (злой, вредный) «бугай» (бык). Поэтому и крепость на горе, а затем и посад под горой также со временем стали называть Алабугой».

Множество легенд в разных вариациях связаны с древним Елабужским городищем, с Иваном Грозным, который подарил стоявшему здесь селу икону Трех святителей (прежнее название Елабуги – село Трехсвятское). Сохранились истории о том, как проходил через эти земли Пугачев и как, намереваясь разорить город, внезапно ослеп и обошел Елабугу стороной. А уж о многокилометровых подземных ходах, якобы прорытых некогда от городища до Покровской церкви, знает каждый, и не один мальчишка пытался отыскать тайный вход.

Одним словом, у художников было достаточно простора, чтобы приложить свою фантазию. Кто-то пошел по пути воспроизведения первоисточника, и легенды в их полотнах ясно читаются, другие выбрали импровизацию, лишь намекающую на основные сюжеты. И заслуга симпозиума в том, что художникам дается возможность выражать в первую очередь себя, говорят искусствоведы.

Участники симпозиума творили на елабужской земле десять дней. Особенно их впечатлили шишкинские места: побывать на родине «хрестоматийного» художника – это что-то особенное, признались мастера. Мысля категориями образов и цветов, каждый из них увидел свою Елабугу.

Например, представительница Турции Тулай Дэниз Гумус сказала, что по сравнению с ее родным Стамбулом, где очень много синих и голубых тонов, в Елабуге доминирует зеленая гамма. «Утро долгое, и вечером солнце садится поздно. Тени длинные-длинные. Встаешь, и хочется рисовать. Вдохновение появляется от природы, от этой всей красоты», – поделилась она. Кстати, в своей работе художница изобразила дятла, символа Елабуги, и эту птицу она увидела здесь впервые.

Симпозиум проводит Елабужский государственный музей-заповедник при поддержке Министерств культуры России и Татарстана. Генеральный директор музея-заповедника Гульзада Руденко привела такие цифры: в девяти симпозиумах и шести арт-проектах приняли участие более четырехсот художников из разных государств – Индии, Египта, Китая, Турции, Нидерландов, стран ближнего зарубежья и, конечно, России. В этом году были представлены пять стран и 25 российских городов. Впервые участвовали крымчане, в том числе председатель ассоциации крымско-татарских художников Ирфан Нафиев.

Участники симпозиума творили на елабужской земле десять дней. Особенно их впечатлили шишкинские места. Побывать на родине «хрестоматийного» художника – что-то особенное, признались мастера. Мысля категориями образов и цветов, каждый из них увидел свою Елабугу

«Многообразие, многонациональность участников для нас очень важна, – отметила Гульзада Руденко. – Мы работаем над созданием передвижной выставки за рубежом, созданной на основе работ елабужских арт-симпозиумов, в которых отражены этнические особенности различных народов Российской Федерации». Кроме того, картины этого лета войдут в подарочный альбом-каталог, посвященный легендам Елабуги. Он будет выпущен в канун 25-летия со времени основания музея-заповедника.

В текущем году были учреждены премии для участников, жюри выбрало наиболее яркие, по их мнению, работы. Авторов наградили денежными премиями. Гран-при получил Георгий Лиховид из Волгодонска за триптих «Алабуга – город птиц».

«Эти работы многомерны, автор использует сложную смешанную технику, здесь и коллаж, и монотипия, и офорт, – отметила искусствовед, член жюри Рауза Султанова. – В центре – древний архетип, птица, многозначный символический образ, вызывающий различные ассоциации. И колор интересный: преобладают активные белый и красный цвета, характерные для революционного движения, композиция динамична. Много деталей, в которые хочется всматриваться. Тут и осколки цивилизации – обрывки газетных листов вплетаются в ткань полотна, составляя некий фон».

И остается место для фантазии зрителя. «В лоб» сказанного у художника ничего нет, он просто отталкивается от основных мотивов и создает свой авторский миф, этим работа и ценна – ярко выраженным авторским началом.

Фольклор таит в себе огромные возможности для любого творца, особенно для художника, подчеркнула Рауза Султанова. Таким образом происходит полноценный диалог между коллективным творчеством и индивидуальным.

Рауза Султанова также выразила надежду, что созданные в Елабуге работы послужат основой для создания здесь настоящего художественного музея. По словам искусствоведа, это уникальная коллекция и подобной нет ни в одном музее страны.


Автор статьи: СЕЛЬСКОВА Марина
Выпуск: №101 (27715)


Добавить комментарий

25.09.2023

Погоду сделают джазовый панк и внучка Визбора

Музыкальный фестиваль «Джазовая Казань» нынче уже в десятый раз пройдет на сцене концертного зала Татарской государственной филармонии имени Г.Тукая.

25.09.2023

Сезон открыли с восходящими звездами

Государственный симфонический оркестр Татарстана открыл 58-й концертный сезон программой, в которой солистами выступили совсем молодые музыканты, в том числе пра­внучка Мусы Джалиля.

25.09.2023

Портрет глазами клоуна

В Казанском цирке открылась международная выставка художников-­карикатуристов «Цирк сквозь призму смеха». В экспозиции представлено около 370 рисунков более чем из 40 стран, в том числе из Китая, Индии, Бразилии, Германии, Израиля.

23.09.2023

Путешествие через три столицы

Статус национального присвоен туристическому маршруту «Великий Волжский путь» на полях завершившегося во Владивостоке Восточного экономического форума.

22.09.2023

Байопик на пуантах

Татарский театр оперы и балета имени М.Джалиля откроет новый сезон 26 сентября мировой премьерой балета «Иакинф» Резеды Ахияровой на либретто народного поэта Татарстана Рената Хариса.

  • Мы в соцсетях

  • Книга жалоб

    Другие жалобы

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров
    Контакт вебмастера: info@rt-online.ru