Очередной международный симпозиум по современному искусству в Елабуге добавил в коллекцию местного музея-заповедника еще несколько десятков картин художников из разных стран. За девять лет проведения таких артпроектов Елабуга стала обладательницей внушительного собрания: горожане надеются, что будет подобрано здание и в городе появится музей современной живописи.
Каждый подобный симпозиум имеет определенную тему, чаще всего основанную на истории и фольклоре. На этот раз на картинах художников ожили легенды и мифы елабужской земли. Оказалось, что их не так уж и мало. Впервые эти устные и письменные предания были столь полно и многообразно отражены в изобразительном искусстве. Художникам предложили заглянуть в глубь веков, а объединяющим мотивом стала тема «Елабуга. Город птиц».
Многие, действительно, в качестве главных образов своих работ выбрали птиц, а также быка. «Птичья тема» лежит, можно сказать, на поверхности. Дятел сопровождает Елабугу во все время ее существования в статусе города: с 1781 года эта птица живет на елабужском гербе. Множество птиц, в том числе хищных, всегда наполняло окрестные шишкинские леса.
А вот бык пришел из преданий, в том числе связанных с происхождением названия города. Животное фигурирует в нескольких легендах. Например, в той, что рассказывает о временах Волжской Булгарии: «На территории Елабужского городища, на высоком правом берегу Камы стояла крепость-мечеть. Кама всегда была оживленным торговым путем. Вверх и вниз по реке проплывало множество торговых кораблей. Купцы и судовщики нуждались в отдыхе. А здесь они могли переночевать, отдохнуть и помолиться о дальнейшей дороге. Молиться было за что: перекаты в этих местах считались опасными и пользовались недоброй славой. В русле Камы под водой таилась огромная каменная глыба, очертаниями похожая на быка. Вокруг нее всегда кипел водоворот. Случалось, что корабли стремительным течением затягивало на камень, и они разбивались. Булгары прозвали его „ала“ (злой, вредный) «бугай» (бык). Поэтому и крепость на горе, а затем и посад под горой также со временем стали называть Алабугой».
Множество легенд в разных вариациях связаны с древним Елабужским городищем, с Иваном Грозным, который подарил стоявшему здесь селу икону Трех святителей (прежнее название Елабуги – село Трехсвятское). Сохранились истории о том, как проходил через эти земли Пугачев и как, намереваясь разорить город, внезапно ослеп и обошел Елабугу стороной. А уж о многокилометровых подземных ходах, якобы прорытых некогда от городища до Покровской церкви, знает каждый, и не один мальчишка пытался отыскать тайный вход.
Одним словом, у художников было достаточно простора, чтобы приложить свою фантазию. Кто-то пошел по пути воспроизведения первоисточника, и легенды в их полотнах ясно читаются, другие выбрали импровизацию, лишь намекающую на основные сюжеты. И заслуга симпозиума в том, что художникам дается возможность выражать в первую очередь себя, говорят искусствоведы.
Участники симпозиума творили на елабужской земле десять дней. Особенно их впечатлили шишкинские места: побывать на родине «хрестоматийного» художника – это
Например, представительница Турции Тулай Дэниз Гумус сказала, что по сравнению с ее родным Стамбулом, где очень много синих и голубых тонов, в Елабуге доминирует зеленая гамма. «Утро долгое, и вечером солнце садится поздно. Тени длинные-длинные. Встаешь, и хочется рисовать. Вдохновение появляется от природы, от этой всей красоты», – поделилась она. Кстати, в своей работе художница изобразила дятла, символа Елабуги, и эту птицу она увидела здесь впервые.
Симпозиум проводит Елабужский государственный музей-заповедник при поддержке Министерств культуры России и Татарстана. Генеральный директор музея-заповедника Гульзада Руденко привела такие цифры: в девяти симпозиумах и шести арт-проектах приняли участие более четырехсот художников из разных государств – Индии, Египта, Китая, Турции, Нидерландов, стран ближнего зарубежья и, конечно, России. В этом году были представлены пять стран и 25 российских городов. Впервые участвовали крымчане, в том числе председатель ассоциации крымско-татарских художников Ирфан Нафиев.
Участники симпозиума творили на елабужской земле десять дней. Особенно их впечатлили шишкинские места. Побывать на родине «хрестоматийного» художника –
«Многообразие, многонациональность участников для нас очень важна, – отметила Гульзада Руденко. – Мы работаем над созданием передвижной выставки за рубежом, созданной на основе работ елабужских арт-симпозиумов, в которых отражены этнические особенности различных народов Российской Федерации». Кроме того, картины этого лета войдут в подарочный альбом-каталог, посвященный легендам Елабуги. Он будет выпущен в канун 25-летия со времени основания музея-заповедника.
В текущем году были учреждены премии для участников, жюри выбрало наиболее яркие, по их мнению, работы. Авторов наградили денежными премиями. Гран-при получил Георгий Лиховид из Волгодонска за триптих «Алабуга – город птиц».
«Эти работы многомерны, автор использует сложную смешанную технику, здесь и коллаж, и монотипия, и офорт, – отметила искусствовед, член жюри Рауза Султанова. – В центре – древний архетип, птица, многозначный символический образ, вызывающий различные ассоциации. И колор интересный: преобладают активные белый и красный цвета, характерные для революционного движения, композиция динамична. Много деталей, в которые хочется всматриваться. Тут и осколки цивилизации – обрывки газетных листов вплетаются в ткань полотна, составляя некий фон».
И остается место для фантазии зрителя. «В лоб» сказанного у художника ничего нет, он просто отталкивается от основных мотивов и создает свой авторский миф, этим работа и ценна – ярко выраженным авторским началом.
Фольклор таит в себе огромные возможности для любого творца, особенно для художника, подчеркнула Рауза Султанова. Таким образом происходит полноценный диалог между коллективным творчеством и индивидуальным.
Рауза Султанова также выразила надежду, что созданные в Елабуге работы послужат основой для создания здесь настоящего художественного музея. По словам искусствоведа, это уникальная коллекция и подобной нет ни в одном музее страны.