По профессии он художник, по натуре – философ, по жизни – Альберт Саттаров. Живет и работает в Нижнекамске, с которым они по возрасту ровесники. Не любит публичности. Лучшим местом в мире считает свою мастерскую; лучшей в мире женщиной – свою жену Лилю; лучшим отдыхом – путешествия. Правда, «отдых» он тоже понимает по-своему. Отдыхать, путешествуя, для него означает не выпускать из рук кисть.
Шумных компаний Альберт не любит. Сосредоточенное уединение – его любимое состояние. С первого взгляда он мог бы показаться мрачноватым, если бы не глаза – веселые, приветливые, полные живого интереса к жизни. Когда Альберт смотрит на вас, кажется, что именно вы и есть тот самый нужный и интересный для него на свете человек. И будьте уверены, что этот пытливый и приветливый взгляд выхватит именно то, что составляет вашу суть. Вот такое есть у Альберта Саттарова незаменимое для портретиста качество. И хотя сам себя он портретистом в чистом виде не считает, нетрудно догадаться, какому жанру отдает предпочтение.
На «Большой Волге» в 1998 году его «Портрет мамы с кувшином» получил наивысшую оценку специалистов. Художник и сам очень дорожит этой работой, считает своим талисманом и выставляет почти на всех групповых и персональных выставках.
Еще одна работа с несколько «зашифрованным» названием «Портрет пожившего господина» – это то, что художник пока не сумел превзойти по собственному мастерству. Она не выставляется с тех пор, как перешла в собственность заказчика. Правда, и понятие «заказчик» тут уместно не совсем, потому что Альберт долго и терпеливо уговаривал обладателя так и просящейся на холст внешности и такой же незаурядной личности согласиться позировать. Удивительный рисовальщик и искусный живописец, Саттаров не только добился в своей излюбленной классической манере исключительного портретного сходства, но и сумел подчинить главной идее весьма скупую серовато-жемчужную палитру работы, словно заложив в нее сжатую пружину огромной потенциальной силы.
В галерее его портретов есть еще один, не очень заметный, не совсем законченный живописный набросок, портрет Лили, – немного усталая женщина, чуть недовольная тем, что ее оторвали от занятия, на минутку повернула к художнику лицо, подняв глаза от книги. В «домашности» этого маленького холста столько теплоты, характера, доверия, искренности, в нем так отчетливо отразился интеллигентный и глубокий внутренний мир художника, что его без риска прогадать можно поставить в первый ряд лучших работ Альберта Саттарова.
Он видит мир не фотографическим зрением, хотя очень любит передавать точное сходство с натурой. В изображенные предметы Альберт вкладывает нечто, заставляющее их жить самостоятельной жизнью. Таковы его немногочисленные натюрморты.
Новый эмоциональный импульс художник получил, побывав в Индии и в Венеции. Он взахлеб любуется экзотическими видами, выхватывает бытовые сценки и во множестве свежих ракурсов пишет достопримечательности, давно знакомые миру. Все-таки правильно говорит о нем Лиля, женщина, которая знает Альберта лучше всех: «Душа художника – тайна, но если вы сумеете уловить ее, то и в вашей душе откроется оазис».