В рамках культурной программы перекрестного Года России – Великобритании один из ведущих английских хореографов Рассел Малифант представил в Казани необычное и завораживающее действо под названием «Неподвижный поток» (Still Current), в котором виртуозно соединились язык танца, полифония света и сакральная пластика древних восточных единоборств.
То, что свет является полноправным участником сценического действия, зритель ощущает с первых минут. «Неподвижный поток» состоит из нескольких хореографических миниатюр, и в каждой из них свет имеет разную структуру, форму и яркость. Главное в хореографии Малифанта – именно взаимодействие света с пластикой тела. Любое вращение, взмах рукой или палкой (в восточных единоборствах – «дзё») оставляют за собой видимый светящийся след. Эта фантомная непрерывность, «текучесть» движений (flow) помогает передавать и читать смыслы. Тем более что сюжета как такового нет, есть только виртуозное исполнение соло, дуэтов и трио, а все остальное зритель волен домыслить сам. Так, в миниатюре AfterLight ( «ПроЗрение»), посвященной Вацлаву Нижинскому, льющийся сверху столб света создает ощущение холодного замкнутого пространства, внутри которого о своих физических и душевных муках повествует танцовщик – «узник», из последних сил пытающийся раздвинуть стену непонимания и одиночества. В другой миниатюре на заднем плане сцены располагается белое полотно, состоящее из нескольких секций. И по мере движения танцовщика благодаря подсветке на полотне появляются и исчезают тени, создавая иллюзию, что танцует не один человек, а двое или трое.
В Still Current всего четверо танцовщиков, включая самого Рассела Малифанта. Он, кстати сказать, единственный из них, кто имеет классическое балетное образование. Диксон Мбай – в прошлом футболист, Томасин Гюльгеч профессионально занимался восточными единоборствами, и своей атлетической фактурой они – полная противоположность рафинированным балетным принцам. Но в труппе Малифанта эти двое – настоящие звезды. Как и хрупкая Кэрис Стейтон, лишь три года назад окончившая учебное заведение, специализирующееся на танце модерн. «Рассел работает как скульптор: он видит нас целиком и высекает из нашего таланта именно то, что способно воплотить его идею во всей полноте и целостности», – говорит Кэрис.
- Главное в хореографии Малифанта – взаимодействие света с пластикой тела. Любое вращение, взмах рукой или палкой (в восточных единоборствах – «дзё») оставляют за собой видимый светящийся след
Выпускник Лондонской Королевской балетной школы Рассел Малифант экспериментирует со светом уже двадцать лет. С 1994 года он тесно сотрудничает с талантливым художником по свету Майклом Халлсом, который является полноправным соавтором «Непрерывного потока». Но самая известная их совместная работа – балет «Прерванное падение», поставленный на приму-балерину «Гранд-опера» Сильви Гиллем и удостоенный престижной премии Лоуренса Оливье. Начиная новую постановку, Малифант отталкивается не от музыки, как это обычно бывает, а именно от световых задач, считая, что со светом можно работать так же, как и с артистами. Сочетание движений и света в его постановках создает особый художественный язык, который с трудом поддается вербальному переводу. В хореографии Малифанта воедино сплавлены элементы классического балета, импровизационный танец, техника капоэйры, тай-ши и гимнастики цигун.
А начинал Рассел Малифант как классический танцовщик на сцене королевского балета «Сэдлерс-Уэллс» (Sadler’s Wells). После семи лет успешной сценической карьеры основал собственную труппу и посвятил себя современной хореографии, создавая постановки не только для своего коллектива, но и других известных трупп. Кроме того, Малифант имеет диплом врача, а полученные знания в области анатомии, физиологии и биомеханики теперь использует в своей хореографической и преподавательской деятельности. На сегодняшний день хореографом создано более 20 постановок, снискавших ему всемирное признание.
Понятие «современная хореография» включает в себя массу направлений и стилей, совсем не обязательно объединенных какой-то одной школой, как, например, в классическом балете. И далеко не всегда поиски в этом направлении можно назвать успешными. Рассел Малифант и его небольшая труппа в этом плане – скорее счастливое исключение.