Исламское искусство в ритме сердца

Как мы уже сообщали, в рамках Года российско-британского культурного обмена в музее-заповеднике «Казанский Кремль» открылась выставка из лондонского Музея Виктории и Альберта (V&A), владеющего одной из лучших в мире коллекций исламского искусства.

Автор статьи: Александра ДАШИНА

Фото: kazan-kremlin.ru

information_items_10112131

Как мы уже сообщали, в рамках Года российско-британского культурного обмена в музее-заповеднике «Казанский Кремль» открылась выставка из лондонского Музея Виктории и Альберта (V&A), владеющего одной из лучших в мире коллекций исламского искусства.

Для первого выставочного проекта в российских регионах Музей V&A подготовил экспозицию, в которую вошли работы финалистов международного конкурса современного искусства и дизайна Jameel Prize 3, призванного расширить понимание исламской культуры и ее места в мире. Организатор конкурса – бизнесмен и меценат Фади Джамиль – вот уже несколько лет занимается поиском молодых талантливых художников, своим творчеством наследующих традиции исламского искусства. Авторам лучших работ раз в два года присуждается приз в размере 25 тысяч фунтов стерлингов, учрежденный фондом Джамиля.

Все экспонаты, представленные в центре «Эрмитаж – Казань» их более 20), поражают искусным исполнением, глубоким смыслом и разнообразием форм и материалов. В их числе работы победителей конкурса Jameel Prize 3 сестер – основательниц турецкой марки одежды Dice Kayek Эдже и Айши Эге. Их коллекция «Контрасты Стамбула» вдохновлена архитектурным и художественным наследием древнего города. Кафтан из белого атласа в сочетании с ручным «золотым» шитьем и антикварным стеклярусом отсылает к древним византийским мозаикам собора Святой Софии, а драпировка платьев легким хлопковым органди словно повторяет очертания куполов городских дворцов и мечетей.

Трудно пройти и мимо «ковра» из восточных специй французского художника Лорана Марешаля. На полу Эрмитажного центра он воспроизвел декоративную напольную плитку, которую можно встретить в старых палестинских домах. Специи накладываются на поверхность в определенной последовательности: сумах, затар, белый перец, куркума, молотый имбирь – от самых плотных по консистенции до самых сыпучих. «Ковер» состоит из нескольких секций, условно обозначающих гостиную, спальню, кухню.

Все подобные инсталляции автора, состоящие из недолговечных материалов, символизируют хрупкость и непостоянство мира на Ближнем Востоке, где не утихают военные конфликты.

Наверное, ни одна выставка мусульманского искусства не обходится без каллиграфии. И эта не исключение. Как отметил на церемонии ее открытия куратор выставки и главный хранитель исламской коллекции Музея V&A Тим Стэнли, подобных работ присылается на конкурс особенно много. Однако традиции мусульманской каллиграфии сегодня тоже переосмысливаются в новом контексте.

К примеру, Паскаль Зогхби из Бейрута сам придумывает арабские шрифты и делает из них инсталляции. Исключительным разнообразием в его коллекции шрифтов отличается начертание арабской буквы «Ха», которая в религиозных текстах обозначает Бога. Еще один финалист Jameel Prize, каллиграф из Саудовской Аравии Нассер аль-Салем, начертал суру из Корана в виде сердечного ритма на мониторе кардиографа.

Выставка в Казанском Кремле аналогична той, что была показана в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, за исключением одного экспоната – «Бетонного ковра» ливанской художницы Нады Дебс. Катарский музей, которому принадлежит эта работа, не дал разрешение на его транспортировку. Для казанской выставки был сделан новый ковер из ткани, украшенной дизайнерским арабским шрифтом в стилистическом симбиозе с традициями японской каллиграфии.

Необычна история создания дизайнерской коллекции «Пластиковое золото» Флори Сално (Франция). Автор не понаслышке знает о трудной жизни беженцев в пустынных областях Алжира. Для многих из них единственным источником существования является изготовление традиционных украшений жителей Западной Сахары. Наблюдая за работой женщин-мастериц, Флори разработала технику по изготовлению бижутерии из пластиковых бутылок и обучила этому ремеслу обитательниц лагерей беженцев. Они до сих пор ей благодарны за это ноу-хау, так как создавать «пластиковое золото» можно даже в условиях очень ограниченных ресурсов. Впрочем, видя эти изысканные ожерелья и браслеты, трудно поверить, что они сделаны из пластика и горячего песка. 

Всего на выставке в Эрмитажном центре представлены работы десяти авторов, вошедших в шорт-лист конкурса Jameel Prize 3 и предлагающих современный взгляд на традиции исламского искусства. 

По мнению директора музея-заповедника «Казанский Кремль» Зили Валеевой, Татарстан имеет хороший потенциал для участия в этом престижном конкурсе. «У нас тоже есть и свои каллиграфы, и приверженцы современных течений в искусстве, и художники, развивающие традиционные исламские техники. Поэтому эта выставка нам очень близка», – отметила она.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще