Кто не знает Константина Хабенского? Сорокадвухлетний российский актер много снимается, играет в театре, занимается благотворительностью, пробует себя в режиссуре. Только что ему вручили «Нику» за лучшую мужскую роль в фильме Александра Велединского «Географ глобус пропил», а вся театральная Москва обсуждает недавнюю премьеру в МХТ имени Чехова, где популярнейший Хабенский сыграл безымянного и безвестного контрабасиста, коротающего «жизнь в искусстве» на задворках оркестровой ямы.
17 июня новую театральную работу Константина Хабенского увидят и казанцы. Спектакль-монолог «Контрабас» по пьесе Патрика Зюскинда, автора знаменитого «Парфюмера», состоится на сцене ТГАТ им. Г.Камала.
Моноспектакль – один из самых сложных театральных жанров, особенно если он играется на большой сцене: мало кому из актеров удается в одиночку на протяжении двух часов удерживать внимание огромного зала. Хабенскому, как выяснилось, это под силу. «Для меня это вызов самому себе, – признался актер в одном из интервью. – Мне показалось, что пока еще есть силы и наглость, надо попробовать себя в таком забеге. Судя по заполняемости театра, для зрителя спектакль интересен… И для меня он интересен, потому что здесь поднимается тема человека-художника, его отношения к той профессии, которой он занимается».
Пьеса Зюскинда «Контрабас» — история «маленького человека» с большими амбициями, безответно влюбленного в музыку и оперную певицу. Но, как отмечают рецензенты, герой Хабенского довольно сильно отличается от героя Зюскинда. По словам режиссера спектакля Глеба Черепанова (ученика Валерия Фокина), это спектакль «о гибели таланта и обмельчании души». Вместе с Хабенским они лишают музыканта-неудачника сентиментального и романтического ореола, в силу чего он скорее напоминает персонажей Достоевского и Кафки. Мир, в котором живет Контрабасист, закрыт, душен, непробиваем. Его жилище одновременно является звукоизолированной музыкальной студией, куда не должен проникать шум извне. Но здесь, внутри, в этом искусственном мире, все, к чему прикасается Контрабасист, может оживать, издавать звуки, становиться предметом игры для одинокого человека.
Отметим, что написанная в середине 1980-х годов пьеса Патрика Зюскинда «Контрабас» в современной России ставилась всего дважды. В 2000 году – в «Сатириконе» с Константином Райкиным в главной роли и вот теперь в МХТ… По мнению критиков, спектакль Глеба Черепанова убеждает в том, что на сегодняшний день Константин Хабенский является одним из самых ярких актеров российского театра.