Эйфория для семи нот

Он играл на золотой свадьбе Ростроповича и Вишневской, приобщил к татарской музыке Ким Чен Ира и покорил своим мастерством королеву Испании. А 14 апреля баянист-виртуоз Айдар Гайнуллин впервые даст сольный концерт в ГБКЗ им.С.Сайдашева.

 

Автор статьи: Ольга КРУЧИНА

information_items_10111137

Он играл на золотой свадьбе Ростроповича и Вишневской, приобщил к татарской музыке Ким Чен Ира и покорил своим мастерством королеву Испании. А 14 апреля баянист-виртуоз Айдар Гайнуллин впервые даст сольный концерт в ГБКЗ им.С.Сайдашева.

Успешные и талантливые люди с татарским происхождением, где бы они ни жили, в Татарстане на особом счету. Ведь даже те из них, кто давно ощущает свою принадлежность к европейской или даже мировой культуре, время от времени испытывают потребность оказаться и пригодиться там, где их корни…

Вот и с Айдаром Гайнуллиным та же история. Он родился в Москве, с отличием окончил Российскую академию музыки имени Гнесиных (класс профессора Фридриха Липса) и Берлинскую высшую школу музыки имени Г.Эйслера. Сегодня ему 33 года, и он один из самых ярких исполнителей не только в России, но и в мире. Его концертная жизнь насыщенна, разнообразна и расписана на год вперед. Среди творческих партнеров музыканта – звезды первой величины: Денис Мацуев, Анна Нетребко, Эрвин Шротт, Максим Венгеров, Мирей Матье. Однако успех и концерты по всему миру не затмили воспоминания детства – время, проведенное в деревне Кызыл Чишма в Чувашии, откуда родом его родители и где каждое лето собиралась их многочисленная родня. По словам Айдара, именно там он проникся своеобразной татарской мелодикой. А еще в их семье было негласное правило: в школе, с друзьями говори на каком хочешь языке, но дома только на татарском!

Нельзя сказать, что сегодня Айдар Гайнуллин часто исполняет татарскую музыку, но иногда его, что называется, «прорывает», и он выдает совершенно блистательные импровизации. А однажды татарская музыка его по-настоящему выручила. Дело было на гастролях в Северной Корее, где Айдару была оказана честь выступить перед Ким Чен Иром. При этом музыканту намекнули, что вначале неплохо бы сыграть что-нибудь  корейское… Ничего не припомнив из корейской музыки, Айдар решил исполнить татарскую, благо что и та, и другая основаны на пентатонике. Выйдя на сцену, он увидел напряженные лица приближенных корейского лидера, и только когда Ким Чен Ир расплылся в улыбке, приняв татарскую музыку за родную корейскую, его свита да и сам артист вздохнули с облегчением.

Игрой на баяне Айдар занимается с девяти лет, пойдя по стопам старшего брата. Почему именно баян? Скорее, это был выбор их родителей, которым очень нравился этот инструмент. Когда педагоги заговорили об уникальной одаренности Айдара, родители залезли в долги, но купили-таки сыну хороший инструмент. «За эти деньги тогда можно было приобрести автомобиль…» – вспоминает Айдар. Но родители сделали свой выбор и никогда об этом не пожалели.

Идеально, когда к таланту «прилагается» не только трудолюбие, но и толика везения, и в этом смысле Айдар, безусловно, родился под счастливой звездой. Еще школьником он начал завоевывать призы на различных конкурсах, а в студенческие годы выиграл все самые крупные международные состязания, и в том числе «Кубок мира» в Лондоне. Он был стипендиатом нескольких фондов: «Новые имена», «Русское исполнительское искусство», Российского фонда культуры и других. И все-таки поворотным моментом в судьбе молодого музыканта стала встреча с Мстиславом Ростроповичем.

А дело было так: узнав через друзей о существовании фонда Ростроповича, Айдар передал туда свои записи. Почти полгода было тихо, и вдруг ему позвонили и сказали, что маэстро ждет его на прослушивание в этот же день. Времени хватило лишь на то, чтобы собраться. Вот так, без всякой подготовки он пришел и исполнил перед Мстиславом Леопольдовичем сюиту из «Ревизской сказки» Альфреда Шнитке. Ростропович был поражен: «Как такое возможно – на одном баяне сыграть за весь оркестр? Феноменально!..»

  • Выступлениям Айдара Гайнуллина и ансамбля «Эйфория» трудно подобрать жанровое определение. Это концерты-перформансы, сочетающие элементы театральности, бродвейского шоу с лучшими традициями академической школы

Потом они разговорились. Маэстро интересовался, как живется молодым музыкантам, и в ответ Айдар посетовал: мол, серьезные музыканты к баяну относятся несерьезно, вот и приходится играть на свадьбах, чтобы заработать… «Ну ничего, я тебе помогу», – пообещал Ростропович, и вскоре Айдар получил приглашение выступить вместе с ним в Париже и Лондоне. А еще Мстислав Леопольдович пригласил его на их с Галиной Павловной золотую свадьбу. 

Поздравить «молодых» прибыли Жак Ширак, Борис Ельцин, две королевы – Нидерландов и Испании, а также множество других VIP-персон. Банкет был в «Метрополе», и, когда Айдар вместе с друзьями-музыкантами заиграл танго Пьяццоллы, Ростропович, не выдержав, подхватил супругу и закружил ее в танце. Потом маэстро признался, что танцевал танго впервые в жизни.

«Такому человеку, как Ростропович, не надо было даже помогать в буквальном смысле слова, – уверен Айдар Гайнуллин. – Достаточно было просто находиться с ним рядом, чтобы прочувствовать мощь этой личности».

К слову, после того зажигательного выступления к нему подошла какая-то почтенная дама-иностранка и стала выражать свое восхищение его игрой. Айдар ее поблагодарил, хотя из сказанного понял лишь одно слово «аккордеон» Европе не делают различия между баяном и аккордеоном). А потом ему сказали, что это была сама София, королева Испании…

Баян – довольно молодой инструмент, ему немногим более ста лет, а баянистов с высшим образованием стали готовить и того позже. Скажем, в той же Гнесинке кафедра баяна и аккордеона открылась лишь в 1948 году. До этого баян в России считался сугубо народным инструментом, уместным лишь на деревенских праздниках. Поэтому проблема репертуара для баянистов-профессионалов была и остается актуальной, ведь большинство великих композиторов творили задолго до появления этого инструмента. И не редкость, когда баянисты начинают сами сочинять музыку. Айдар Гайнуллин не исключение. Его первым композиторским опытом стала музыка к фильму Ивана Вырыпаева «Эйфория», за которую он получил национальную кинематографическую премию «Ника». Причем композитор-дебютант дал фору таким звездным номинантам «Ники», как Максим Дунаевский и Алексей Рыбников. Сегодня Айдар Гайнуллин довольно известный композитор, но в молодежной среде, как правило, далекой от академической музыки, его знают именно как автора музыки к «Эйфории». Да и для самого Айдара эта работа стала этапной. После получения «Ники» он даже создал группу «Эйфория» и тем же именем нарек свой музыкальный инструмент.

По мнению музыканта, публика только сейчас начинает понимать, что баян – это не только фольклорный инструмент, у него колоссальные возможности. На баяне можно играть и классику, и джаз, и авангардные произведения. Кстати, один из немногих современных композиторов, охотно пишущих для баяна, – София Губайдулина. Несколько своих сочинений она посвятила легендарному российскому баянисту Фридриху Липсу, учителю Айдара. Он и сам исполняет знаменитые «Семь слов» Губайдулиной, правда, лично познакомиться с Софией Асгатовной ему пока не довелось, хотя сейчас они практически соседи, оба живут в Германии.

Нельзя не сказать еще об одном проекте с участием Айдара Гайнуллина. Недавно в Москве вышел аудиоальбом «Татарские сказки», где он является автором и исполнителем музыкальных композиций. Сказки же читают известные российские актеры – татары: Сергей Шакуров, Чулпан Хаматова, Рената Литвинова, Марат Башаров. Получилось довольно креативно. Фольклорный материал зазвучал свежо, современно и в то же время не утратил своей самобытности. На месте татарстанских чиновников от образования я бы рекомендовала эту своеобразную аудиокнигу тем школьным учителям, перед которыми стоит непростая задача пробудить у подрастающего поколения «NET» интерес к традиционной татарской культуре. Думаю, лучшего «учебного пособия» им не найти.

А тем временем Айдар Гайнуллин замыслил новый проект, на этот раз – для Берлинской филармонии, где татарские сказки под его музыку будут читать знаменитые немецкие актеры. А как вокалист (да, он еще и поет!) Айдар мечтает о совместном концерте звезд берлинской и татарской оперы. Так что в Казань музыкант едет не только с ансамблем «Эйфория», но и с новыми идеями по продвижению татарской культуры.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще