Фактура пейзажа

Казанская пенсионерка вышивает гладью настоящие картины
На полотне «течет» река. Тончайшие нюансы цвета как будто показывают: вот здесь течение медленнее, вода почти прозрачная, а вот поток ускоряется, появляются белые барашки пены…

Автор статьи: Евгения ЧЕСНОКОВА

Фото: Алексей Насыров

information_items_10110713

Казанская пенсионерка вышивает гладью настоящие картины

На полотне «течет» река. Тончайшие нюансы цвета как будто показывают: вот здесь течение медленнее, вода почти прозрачная, а вот поток ускоряется, появляются белые барашки пены… Над рекой небо – где-то глубоко синее, местами – в невесомых пушистых облаках. Цветовые переливы подчеркивают объемную фактуру прибрежных валунов, а трава на склонах поражает разнообразием оттенков зелени.

И совершенно невозможно поверить, что пейзаж не нарисован, что это… вышивка. На прошедшей недавно в Казани «Арт-галерее» многие, рассматривая вышивки Маргариты Иваненко, сначала и не верили, подолгу пристально изучали каждую работу, потом разводили руками: «Никогда такого не видели».

Больше 40 лет проработала Маргарита Александровна детским стоматологом в одной из казанских поликлиник. На пенсию вышла в 65. Муж в то время еще работал, взрослые дети с внуками жили отдельно. А она целый день не находила себе места в пустой квартире – не привыкла к праздности, душа просила какого-нибудь дела. Вообще-то ей всегда нравилось заниматься, как теперь модно говорить, хенд-мейдом (попросту – ручным творчеством), да раньше времени особо не было. Вспомнила, как мама ее когда-то замечательно вышивала гладью (некоторые из этих вышивок в доме бережно хранятся до сих пор), но на просьбу дочки научить только отмахивалась – тебе, мол, серьезными науками заниматься надо… Так и не раскрыла своих рукодельнических секретов. Но гены, как говорится, не спрячешь – попробовав разные техники шитья и вышивания, Маргарита Александровна остановилась все на той же глади.

В их семье к искусству всегда было особое отношение – муж собирал художественные альбомы, гравюры, в доме висят картины, много книг о художниках. Стоит ли удивляться, что в своем новом увлечении она не пошла по банальному пути вышитых платков и салфеток, а стала создавать самые настоящие «живописные» полотна. Правда, не имея художественного образования, отталкивалась от творчества профессионалов. Первые сюжеты заимствовала из альбома известного советского пейзажиста Бориса Щербакова. Потом стала искать в Сети фотопейзажи. Вообще, она довольно быстро поняла, что пейзажи – это именно то, что ей нравится рисовать больше всего. Именно рисовать – глядя на ее стежки-мазки, по-другому не скажешь. Маргарита Александровна признается: вышивать крестиком, следуя четко заданной схеме, не смогла бы, нравится свобода самовыражения. Конечно, сначала она наносит на ткань контуры изначального рисунка, но потом может и поэкспериментировать. Особенно с цветом. Камни, вода, трава – как показать их фактуру, переходы от света к тени?..

– Очень хорошо у меня получается снег, – Маргарита Александровна перебирает свои работы. – Смотрите, сколько здесь разных цветовых оттенков – и белый, и розовый, и синеватый… Беру шерстяное мулине – и снег получается как будто и вправду пушистый. А вот здесь гора в облаках – как же трудно было этот туман сделать! И оттенков масса, и фактуру ниток надо специально подбирать… На эту вот елку пошли нитки почти двадцати разных оттенков зеленого. А чтобы вышивать листья, лучше всего брать меланжевые нитки…

Благо, в нитках нынче дефицита нет, не то что в мамины времена, когда для того, чтобы сделать вышивку, приходилось распускать какие-нибудь старые носки, а потом нитки еще и красить. Конечно, сегодня любимое дело требует определенных затрат – французское мулине или турецкий шелк стоят недешево. Зато какой потом наступает восторг, когда получается воплотить иголкой на ткани то, что было задумано! И когда восхищенные зрители разводят руками – как только такое полотно можно было создать без широких мазков кисти… Зрители – это в основном, конечно, родные и друзья. Но и на «Арт-галерее», где она нынче выставлялась уже в четвертый раз, у Маргариты Иваненко уже есть свои поклонники – подходят, хвалят, вспоминают, какие работы были выставлены в прошлом году. Нынче особой популярностью пользовались петухи – муж нашел в Интернете фото японских гравюр с изображением бойцовских петухов, предложил ей сюжет. Петухи у Маргариты Александровны получились как живые, с шикарными распушенными хвостами. Покупатели на выставке так и ходили вокруг них кругами. Но муж и дети очень просили их не продавать, а повторять сюжеты она не любит – неинтересно это… Хотя иногда, когда уж очень просят, все же делает копии наиболее полюбившихся зрителям картин.

Несмотря на явную трудоемкость процесса вышивания, Маргарита Иваненко признается, что затрачивает на свои работы не так много времени, как могло бы показаться. Больше двух часов в день сидеть, склонившись над вышивкой, нелегко – спина устает.

– Зато душой я в это время отдыхаю, – признается она. – Успокаиваюсь, отвлекаюсь от ненужных мыслей. Очень мне нравится то, что я делаю!

Она показывает мне специальную папку, там – распечатанные в большом формате пейзажные фотографии. Это сюжеты ее будущих полотен. Скоро она закрепит на рамке новый кусок ткани, нанесет на него контуры оригинального рисунка, разложит перед собой нитки разных видов и оттенков, возьмет в руки иголку – и на полотне заиграет разноцветными бликами снег, в полях распустятся цветы, травянистые берега бросят зеленые отсветы на речную гладь…

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще