В издательстве Казанского федерального университета увидела свет книга очерков кандидата искусствоведения Аиды Алмазовой «Художественная культура Татарстана в контексте социальных процессов и духовных традиций».
Автор взяла на себя очень трудную, почти непосильную задачу – отразить в одной монографии огромный путь, который прошла татарская культура в течение тысячелетия: от древних булгарских времен до современности. В авторском предисловии справедливо отмечается, что «тема, заявленная в очерках, достаточно сложна, она по силам лишь коллективу института». И тем не менее известному казанскому искусствоведу во многом удалость достичь своей цели.
Будучи преподавателем университета, Аида Алмазова невольно столкнулась с проблемой, как представить студентам целостную картину культуры Татарстана, и пришла к правильной мысли, что для этого необходим такой труд, в котором под одной обложкой были бы собраны основные сведения о культуре и искусстве татарского народа. Ибо добывать эту информацию из разрозненных источников довольно сложно (если к тому же брать во внимание вечно занятого и озабоченного студента). Именно таким кратким, но достаточно содержательным источником и является книга ее очерков, где можно почерпнуть сведения об отдельных художественных явлениях и увидеть общую картину развития татарской национальной культуры.
Всю жизнь занимаясь татарским искусством, я с большим интересом прочла очерки и еще раз отметила в хорошем смысле дерзость автора, взявшегося адаптировать для широкого круга читателей огромный исторический и культурный пласт. По прочтении книги возникает целостная картина духовного мира татар с древнейших времен до современности. И, без сомнения, читатель, до этого мало знакомый с татарской национальной культурой, почерпнет для себя массу интересных и полезных сведений. К тому же книга написана хорошим литературным языком (только очерк о музыке несколько перенасыщен профессиональными терминами) и читается легко, почти на одном дыхании. И что особенно ценно – чувствуется личностное, заинтересованное отношение автора к предмету исследования.
По словам Аиды Алмазовой, работа над книгой была для нее и большой школой, и огромным удовольствием. Совершенно очевидно, что она «перелопатила» огромное количество литературы, хорошо знакома со многими научными источниками, да и сами очерки в определенной степени претендуют на формат научного исследования. И тем обиднее отсутствие даже скромного научного аппарата в виде ссылок на те документы и архивные материалы, на которые автор опирается в своих размышлениях и выводах.
Понятно, что при всем желании невозможно в одном исследовании поименно назвать всех деятелей литературы, искусства и науки, оказавших заметное влияние на развитие татарской культуры. И все-таки жаль, что в главе, посвященной Императорскому Казанскому университету, нет даже упоминания об ученом-этнографе Карле Фуксе, а из «обоймы» писателей советского периода выпали такие знаковые имена, как Кави Наджми и Гариф Ахунов. И уж вовсе вызывает недоумение, что в очерке о современной татарской литературе нет ни одного имени поэта! Между тем, начиная еще с булгарских времен, именно татарская поэзия определяла лицо и пути развития национальной культуры.
И все же, несмотря на ряд подобных досадных упущений, я уверена, что книга Аиды Алмазовой найдет своего заинтересованного и благодарного читателя, подвигнув его на дальнейшее и более углубленное знакомство с татарской национальной культурой.
Дина ВАЛЕЕВА,
кандидат искусствоведения