Сегодня в кремлевском выставочном зале «Манеж» открывается выставка известного российского фотографа Валерия Плотникова «Чистосердечная фотография, моментальная и навек…». В рамках вернисажа пройдет презентация одноименного альбома и состоится творческая встреча с автором.
Фотографии, представленные на выставке, без преувеличения можно назвать галереей звезд, в которой беспрерывное и непредсказуемое движение талантов остановлено волей мастера в единственный и неповторимый момент. Экспозиция включает фотопортреты видных деятелей культуры XX столетия, среди которых Тонино Гуэрра, Андрей Миронов, Иннокентий Смоктуновский, Булат Окуджава, Владимир Спиваков, Борис Гребенщиков, Борис Эйфман, Михаил Жванецкий, Никита Михалков и многие другие. Плотников – также автор самых известных снимков Владимира Высоцкого.
Валерия Плотникова называют свидетелем «уходящей эпохи». Без его фотоснимков не обходился ни один советский, если можно так выразиться, глянцевый журнал – «Советский экран», «Театр», «Советское фото». Сниматься у Плотникова уже тогда было лестно. Под его взглядом герои нашего времени обретают несуетность и величавость. Они не то что позволяют себя лицезреть, не то что позируют, как это принято на фотографиях, – эти люди сами нас рассматривают.
Кинорежиссер Григорий Козинцев определил особенность творческого почерка Валерия Плотникова так: «Искусство фотографии для него – постановка фильма, который приходится снимать по одному кадру, но каждый из них – сцена, сюжет, действие; это кадры очень длинной ленты, название которой – жизнь». А поэт Андрей Вознесенский
Фотографией Плотников увлекся в студенческие годы, подрабатывая фоторепортажами со съемочных площадок, а после окончания операторского факультета ВГИКа стал уже профессионально работать в жанре фотопортрета, взяв себе псевдоним Валерий Петербуржский. Это было задолго до того, как его родной город был вновь переименован в Санкт-Петербург, и из-за псевдонима ему не разрешали выставки, не публиковали под ним. Но фотограф объяснял, что, подобно Фиделю Кастро, который заявил, что не будет брить бороду, пока не построит социализм на Кубе, он не будет менять псевдоним, пока город не переименуют. Так и вышло. Рассказывают, что Анатолий Собчак, став мэром города на Неве и побывав на выставке Плотникова–Петербуржского, вскоре вынес вопрос на референдум…
Сегодня на творческом счету Валерия Плотникова более сорока персональных выставок (первая открылась в 1976 году в ленинградском Доме кино). Недавно вышел из печати уже седьмой альбом фотомастера, отметившего в конце прошлого года свое 70-летие. Сам он протестует против слова «юбилей», говоря, что единственная дата, которую мужчине отмечать к лицу, – это 75… Все остальные круглые даты – тщеславие и суета. Он также не любит, когда его называют фотохудожником. «Я фотограф. Я снимаю только тогда, когда не снимать нельзя», – любит повторять Валерий Федорович.