Приношение Шаляпину

Вчера, в день рождения Федора Шаляпина, в Казани по многолетней традиции прошли мероприятия, посвященные памяти великого артиста: торжественное богослужение в Богоявленской церкви, митинг у памятника Шаляпину на улице Баумана и пешеходная экскурсия по шаляпинским местам города.

Автор статьи: Светлана ОЛИНА

information_items_10110149

Вчера, в день рождения Федора Шаляпина, в Казани по многолетней традиции прошли мероприятия, посвященные памяти великого артиста: торжественное богослужение в Богоявленской церкви, митинг у памятника Шаляпину на улице Баумана и пешеходная экскурсия по шаляпинским местам города.

А вечером в рамках XXXII Международного оперного фестиваля им.Ф.Шаляпина на сцене Татарского академического театра им. М.Джалиля была представлена музыкальная драма Модеста Мусоргского «Борис Годунов». И это тоже традиция. На этот раз в титульной «шаляпинской» партии выступил солист Большого театра, народный артист России Владимир Маторин. (Напомним, что в прошлом году роль Бориса Годунова в фестивальном спектакле исполнил один из ведущих басов нового поколения, обладатель «Грэмми» Рене Папе из Германии.) Еще два баса из Большого театра – Алексей Тихомиров и Вячеслав Почапский – исполнили партии Пимена и Варлаама. В роли Марины Мнишек казанцы увидели солистку Национальной оперы Украины Анжелину Швачку.

Национальным достоянием, «большим басом» Большого театра называют Владимира Маторина на родине и за рубежом, где его буквально воспринимают как чудо-богатыря русской музыки. Но именно Борис Годунов принес певцу поистине мировое признание. В этой партии Маторин выступал на лучших оперных сценах мира, в том числе в Парижской и Лионской операх, в Гран-театре (Женева), Лирик-опере (Чикаго), в театрах Окленда и Веллингтона (Новая Зеландия), Национальном театре Праги, Хьюстонской Гранд-опера (США). Актер перевоплощения, он создает свой, не похожий на другие сценический образ, страдая и плача слезами «преступного царя Бориса» и в то же время представая во всем царском величии и достоинстве. По собственному признанию артиста, по-человечески он «преклоняется перед своим героем – его умом, прозорливостью. Борис хотел счастья для Руси, но допустил голод и мор. Его мучает совесть, но одерживает верх гордыня». Показать пушкинское – несовместимость гения и злодейства – для Маторина важнее всего.

Вчера же в Национальном музее РТ, где в эти дни работает выставка «Маска и душа», посвященная Федору Шаляпину, состоялся «круглый стол» на тему «Литературно-мемориальный музей А.М. Горького: на пути к экспозиции». Напомним, история увековечения имени Шаляпина в Казани связана именно с музеем А.М. Горького. Практически с момента его открытия, наряду с горьковской, стала формироваться шаляпинская коллекция, которая преимущественно представляет казанский период жизни и творчества великого артиста. В настоящее время Литературно-мемориальный музей А.М. Горького находится на реконструкции, и участники «круглого стола» обсудили проект его будущей обновленной экспозиции.

Приношением Шаляпину стал также концерт с участием студентов и преподавателей Казанской государственной консерватории им. Н.Г.Жиганова и Государственного камерного хора РТ под управлением Миляуши Таминдаровой. В рамках концерта состоялось вручение ежегодной Шаляпинской стипендии, учрежденной Национальным музеем совместно с Казанским обществом любителей творчества Ф.И. Шаляпина.

А сегодня в Казанском государственном университете культуры и искусств состоится открытие Всероссийской научной конференции «Шаляпинские чтения», которая организуется раз в два года и привлекает исследователей творчества Ф.И.Шаляпина из всех уголков страны. В этом году в форуме принимают участие члены межрегионального Шаляпинского центра, а также представители научных сообществ Москвы, Чебоксар, Уфы, Ульяновска и Тольятти.

Личность выдающегося артиста, поднявшего уровень мастерства оперного исполнителя на новую высоту, продолжает вызывать живой интерес не только с искусствоведческой, но и социокультурной точки зрения. Это подтверждает тема нынешней конференции «Трансформация личности и культуры во времена мировых кризисов и гуманитарных катастроф. К 100-летию со дня начала Первой мировой войны». Участники форума попытаются ответить на вопрос, в какой мере эпохальные события начала ХХ века повлияли на судьбы людей, ставших участниками этих событий, а также на гуманитарные и социокультурные проблемы современного общества.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще