В воскресенье, 2 февраля, премьерой оперы Джоаккино Россини «Севильский цирюльник» в Казани открывается XXXII Международный оперный фестиваль им. Ф.Шаляпина. В афише традиционного Шаляпинского форума десять спектаклей и два гала-концерта.
Достойно уважения уже то, что за столько лет устроители фестиваля в лице руководства Татарского академического театра оперы и балета им. М.Джалиля не только не выдохлись, но всякий раз умеют подогреть к нему и без того ажиотажный зрительский интерес. На этот раз главной «фишкой», судя по всему, должен стать «Севильский цирюльник» – самая знаменитая из всех комических опер мирового репертуара. Это вторая совместная работа на казанской сцене петербургского режиссера Юрия Александрова, московского художника Виктора Герасименко и итальянского дирижера Марко Боэми. Первым опытом для этого «триумвирата» стала вердиевская «Аида», открывавшая прошлогодний фестиваль и слегка разочаровавшая своим подчеркнутым академизмом, что, впрочем, не мешает спектаклю пользоваться у публики большим успехом.
Если в послужном списке Юрия Александрова, одного из самых востребованных российских оперных режиссеров, сегодня наберется уже с десяток «Аид», то к «Севильскому цирюльнику» он обратился впервые и, по его словам, «попытался сделать спектакль смешным», поскольку на чужих постановках этой комической оперы ему никогда не хотелось смеяться. Как бы обыгрывая знаменитое «Фигаро тут, Фигаро там», режиссер молниеносно переносит героев из восемнадцатого века в двадцатый и обратно. В таком же темпе меняются декорации и костюмы, и, пожалуй, самое трудное для артистов – успеть переодеться к следующей картине… Кстати, сам процесс работы над спектаклем занял чуть более двух недель, то есть приблизительно столько же, сколько понадобилось Россини, чтобы написать «Севильского цирюльника».
Премьерный спектакль казанцы услышат в двух звездных составах: Розину будут петь Виктория Яровая из московского театра «Новая Опера» и Ольга Пудова из Мариинки, Фигаро – Владимир Мороз и Виктор Коротич (оба – Мариинский театр), Дона Базилио – украинский бас Сергей Магера и Андрей Валентий из Белоруссии, графа Альмавиву – Дмитрий Трунов и Алексей Татаринцев (оба – театр «Новая Опера»).
Третий день фестиваля ознаменуется концертным исполнением оперы Гершвина «Порги и Бесс» с участием афроамериканских солистов. По сути, это тоже премьера, учитывая, что единственное исполнение оперы состоялось в рамках летнего оперно-балетного фестиваля, посвященного Универсиаде в Казани. Чернокожие певцы добавят аутентичности и фестивальной «Аиде». Так, партию эфиопской царицы исполнит певица из США Индра Томас, которую называют в числе лучших вердиевских голосов мира.
Безусловно, одним из самых ожидаемых событий, как всегда, станет опера «Борис Годунов», принесшая в свое время Федору Шаляпину мировую славу. А если вспомнить всех, кто в разные годы выходил на казанскую сцену в коронной шаляпинской партии, то получится своеобразный парад лучших басов мира. На этот раз в образе царя Бориса предстанет солист Большого театра, народный артист России Владимир Маторин, обладатель уникального голоса и яркого актерского дарования.
Грядущий фестиваль подарит также новую встречу с любимцами казанской публики – Альбиной Шагимуратовой, Михаилом Казаковым, Ахметом Агади, Сишенг И (Германия) и многими другими.