По дороге в Иерусалим

Начало Года культуры в Татарстане ознаменовалось ярким международным проектом «Салям – Шолом!», в рамках которого в Большом концертном зале им. С.Сайдашева состоялся музыкальный диалог израильского композитора Беньямина Юсупова (на снимке) и члена союзов композиторов России и Татарстана Эльмиры Галимовой.

Автор статьи: Александра ДАШИНА

information_items_10109648

Начало Года культуры в Татарстане ознаменовалось ярким международным проектом «Салям – Шолом!», в рамках которого в Большом концертном зале им. С.Сайдашева состоялся музыкальный диалог израильского композитора Беньямина Юсупова (на снимке) и члена союзов композиторов России и Татарстана Эльмиры Галимовой.

3-7.jpgИнициатором проекта выступил Казанский камерный оркестр La Primavera под руководством Рустема Абязова. Концерт «Салям – Шолом» стал украшением юбилейного, 25-го сезона оркестра.

Как нетрудно догадаться уже по названию концерта, главной его изюминкой стала «перекличка» интонаций еврейской народной музыки, которые заложены в генах Беньямина Юсупова, и татарского национального мелоса, являющегося частью музыкального языка Эльмиры Галимовой. При этом оба композитора исповедуют в творчестве полную свободу и привержены смелым экспериментам на основе современных композиторских техник. 

Беньямин Юсупов, потомок бухарских евреев и выпускник Московской консерватории, не только известный композитор, сочинения которого входят в репертуар выдающихся музыкантов нашего времени – таких, как Миша Майский, Максим Венгеров, и других, но он еще и философ. Его цель – создать свой собственный музыкальный язык, глубоко интегрированный в культуру всех этнических групп, для «достижения ядра знаний вселенского бытия». В своих сочинениях он использует и западные, и восточные музыкальные традиции. А его композиторская «палитра» включает в себя как прямое использование экзотических инструментов, так и создание иллюзорных этнических звуков, используя инструменты симфонического оркестра. Большинство сочинений Беньямина Юсупова, представленных в Казани, прозвучали впервые. За дирижерским пультом был сам автор.

Эльмира Галимова тоже много экспериментирует, в каждой ее композиции, пусть даже небольшой, всегда присутствуют напряженная драматургия и яркие звуковые «картины». Она лауреат I Международного конкурса композиторов им.Н.Г.Жиганова и участница многих международных фестивалей современной музыки. В прошлом году молодой композитор была удостоена республиканской премии им.М.Джалиля за музыкальную драму «Зэйтунэкэй», которая идет на сцене Татарского ТЮЗа им. Г.Кариева, ораторию «Изге ядкэр» и арт-оперу «Сююмбикэ канаты». В рамках проекта  «Салям – Шолом!» состоялись три мировые премьеры сочинений Эльмиры Галимовой, причем в одном из них наряду с татарской гармоникой задействованы… индийские барабаны. «Я всегда с интересом берусь за исполнение ее музыки, так как она интересна по форме и глубока по содержанию», – признается Рустем Абязов. По его словам, для оркестра La Primavera это уже третий концерт из произведений Эльмиры Галимовой.

Знакомство Беньямина Юсупова с руководителем оркестра La Primavera и композитором Эльмирой Галимовой состоялось в 2011 году на казанском фестивале «Европа – Азия». Маститый композитор сразу обратил внимание на сочинения молодой коллеги и сам предложил идею совместного авторского концерта. А перед этим Беньямин Юсупов принял участие в проекте «Жемчужины татарской музыки», встав за дирижерский пульт Иерусалимского симфонического оркестра, в чьем исполнении прозвучали сочинения современных композиторов Татарстана.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще