«Ночной умысел» получил Гран-при и уехал в Швецию

В Галерее современного искусства открылась II Казанская международная биеннале печатной графики. Организаторами этого большого проекта выступили Министерство культуры Татарстана, Государственный музей изобразительных искусств РТ, союзы художников России и Татарстана, неформальное творческое объединение «Графком».

Автор статьи: Ольга ЮХНОВСКАЯ

Фото: Шамиль Абдюшев

information_items_10108603

В Галерее современного искусства открылась II Казанская международная биеннале печатной графики. Организаторами этого большого проекта выступили Министерство культуры Татарстана, Государственный музей изобразительных искусств РТ, союзы художников России и Татарстана, неформальное творческое объединение «Графком».

В конкурсе приняли участие более 70 авторов, свои работы в Казань прислали москвичи, питерцы, нижнетагильцы, тверчане, художники Дагестана, Чувашии и Башкортостана. Международный статус биеннале подтвержден творчеством мастеров из Германии, Италии, Латвии, Польши, США и Швеции.

На первый взгляд эта выставка – сугубо эстетская. Вряд ли рядовой посетитель с разбега поймет, почему решением жюри Гран-при удостоен именно швед Ян Бертиль Андерссон – его непростой графический язык явно требует детального «перевода». (Забегая вперед, хочется попросить кураторов выставки организовать экскурсионно-просветительское сопровождение посетителей.) Но прислушаемся к знатокам: серия работ Андерссона виртуозна, многослойна, сочетает в себе несколько оригинальных техник. Представленные им серии офортов «Инстинкт обозначения» и «Ночной умысел» позволяют судить, насколько далеко продвинулся автор в освоении экспериментальных методов графического изображения.

По условиям конкурса, обладатель Гран-при получает право на персональную выставку в рамках следующей биеннале, которая состоится в 2015 году. Пока же добавим, что в рамках нынешней экспозиции выставлены работы еще троих шведских авторов, а вместе они образуют выставку «Четыре шведских графика в Казани». Представляли скандинавских художников на открытии биеннале известный в Швеции искусствовед, специалист по графике Томас Чельгрен (между прочим, он прекрасно владеет русским языком, что и продемонстрировал на пресс-конференции) и издатель Микаэль Нюдаль (тот самый, что в 2012-м
организовал в Казани мини-фестиваль шведского искусства).

На третьем этаже галереи компактно разместилась подборка мастеров печатной графики из США. Их работы отличают динамизм, граничащий с категоричностью, и напряженная контрастность. В общем, сразу понятно – Америка… «Американская» подборка составлена Татьяной Лысковой, уроженкой Казани и выпускницей КХУ, которая уже 15 лет живет в Сан-Франциско. Как отметила гостья, американские коллеги с воодушевлением восприняли предложение участвовать в казанской биеннале. Более того, художница уже задумывается об организации совместных выставок в Казани и Сан-Франциско.

В 2011 году абсолютным лидером казанской биеннале признали графика Айрата Терегулова из Уфы. Его работам отведена специальная площадка на втором этаже галереи. Это концептуальная мини-выставка, где абсолютно все подчинено идее и стилю, вплоть до… потолка. В «зале Терегулова» подолгу вели оживленные диалоги известные художники и специалисты, которых на открытии собралось немало.

Итоги конкурса II Казанской международной биеннале печатной графики огласил председатель жюри – профессор Московского академического художественного института им. Сурикова, действительный член Российской академии художеств Александр Суворов. Диплом первой степени присудили итальянцу Роберто Джанинетти за серию ксило­графий «Лики». Второе место – у Андрея Андреева из Шлиссельбурга за серию линогравюр «Мужики» (настоятельно советую внимательнее присмотреться к незаурядной творческой манере этого молодого художника). Третье место – у Рината Миннебаева из Уфы. Еще двенадцать человек получили звания лауреатов, среди них – казанские авторы Александр Артамонов и Любовь Магина. На церемонии открытия вручили также специальные дипломы мастерам, внесшим особый вклад в развитие графического искусства в Татарстане. Их обладателями стали художники Ирина Колмогорцева, Григорий Эйдинов, Владимир Попов, Надир Альмеев, Виктор Аршинов и другие.

Примечательно, что эта грандиозная выставка-конкурс стала своеобразным творческим посвящением легендарному объединению казанских художников-графиков «Всадник», которое в 1920-е годы выдвинуло Казань в авангард графического искусства. Добавим, что 20 декабря в Национальной художественной галерее «Хазинэ» откроется выставка произведений участников объединения «Всадник» из фондов ГМИИ РТ и частных коллекций.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще