Фотография с обложки

Празднование столетия со дня рождения блистательного певца и режиссера, народного артиста России и Татарстана Ниаза Даутова началось еще в марте этого года с премьеры оперетты И.Кальмана «Сильва», поставленной силами оперной студии Казанской консерватории. А затем продолжились концертом в ГБКЗ им.С.Сайдашева, вечером воспоминаний в Доме актера и исполнением «Реквиема» Дж.Верди в театре им.М.Джалиля.

information_items_10108601

К 100-летию со дня рождения Ниаза Даутова

Празднование столетия со дня рождения блистательного певца и режиссера, народного артиста России и Татарстана Ниаза Даутова началось еще в марте этого года с премьеры оперетты И.Кальмана «Сильва», поставленной силами оперной студии Казанской консерватории. А затем продолжились концертом в ГБКЗ им.С.Сайдашева, вечером воспоминаний в Доме актера и исполнением «Реквиема» Дж.Верди в театре им.М.Джалиля.

В марте следующего года в Казанской консерватории состоится также премьера оперы Ш.Гуно «Ромео и Джульетта» – одной из вершин в творчестве выдающегося мастера оперной сцены. От марта до марта – такой своеобразный венок торжеств длиною в год приготовили Маэстро его благодарные ученики, коллеги и почитатели его таланта в Татарстане.

Каждый юбилей Ниаза Даутова отмечают не только в родной Казани, но также в Екатеринбурге и Челябинске, где он работал.

Екатеринбург отпраздновал нынешнюю памятную дату концертом, в котором принимали участие и казанские артисты, а также спектаклем «Князь Игорь», в котором молодой Ниаз Даутов исполнял роль Владимира Игоревича. Челябинск отметил юбилей серией радиопередач и публикаций о Маэстро.

В Екатеринбурге в музейной коллекции Ии Сергеевны Михайловой нам удалось разыскать первую публикацию о Даутове. В журнале «Огонек» за 1943 год вышла небольшая заметка о будущей звезде оперной сцены. Свой сценический путь Даутов начал с партии Ленского, которого он пел и во Фронтовом театре, и в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Вот тогда-то и появилась эта публикация, а обложку журнала украшал портрет молодого артиста в роли Ленского.

Именно этот портрет увидел в свое время секретарь Свердловского обкома партии и, будучи поклонником классической музыки, понял, что не успокоится, пока не заполучит этого тенора для Свердловского оперного театра. И ему это удалось. Помогло печальное событие – уход из жизни Владимира Ивановича Немировича-Данченко, руководителя Московского музыкального театра. Уже на панихиде Ниаз Даутов получил распоряжение председателя Комитета по делам искусств при Совете Министров РСФСР ехать в Свердловск. Из столичного театра – в провинциальный!

Но там, в Свердловске, его ждали и лучшие оперные партии лирического тенора, и съемки фильма «Сильва», а после его выхода на экраны – всесоюзная известность и восторженная любовь зрителей. А еще впереди были долгожданная Победа, первые режиссерские опыты, работа с учениками и, наконец, возвращение в родную Казань в качестве главного режиссера и художественного руководителя Татарского государственного театра оперы и балета имени М.Джалиля.

Вот она, эта старая заметка, опубликованная в популярном всесоюзном журнале «Огонек» 20 апреля 1943 года, и фотография с обложки, где у красавца Даутова–Ленского впереди не только слава, но и целая жизнь.

«В театре имени Станиславского и Немировича-Данченко дебютировал в опере „Евгений Онегин“ молодой певец Ниаз Даутов. Теплый, а порою и восторженный прием, оказанный ему публикой, подтверждает ту положительную оценку, которую он вполне заслуживает.

Этот дебют был одновременно и первым выступлением Даутова на сцене большого столичного оперного театра.

Даутов учится в Татарской студии, созданной при Московской государственной консерватории.

Голос Даутова, приятный по тембру, звучит легко, свободно и ровно. Интонация чистая, дикция прекрасная. Образ Ленского, созданный в этом спектакле Даутовым, полон обаяния, юношеской свежести, лирической мягкости».

Эдуард ТРЕСКИН,
народный артист Татарстана

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще