Нонна ОРЕШИНА: Желание летать заложено в наших генах

Сегодня в Союзе писателей Татарстана состоятся творческий вечер и чествование известной казанской писательницы Нонны Орешиной, отмечающей в эти дни 80-летний юбилей.

Автор статьи: Альфия ГАЛИМУЛЛИНА

information_items_10107977

Сегодня в Союзе писателей Татарстана состоятся творческий вечер и чествование известной казанской писательницы Нонны Орешиной, отмечающей в эти дни 80-летний юбилей.

Нонна Орешина – автор более десятка книг, изданных в Казани и Москве, и большая их часть посвящена необычной для женского пера теме – авиации. Вот названия лишь некоторых из них – «Время сжатых секунд», «А небо – рядом…», «Хочу как птица!», «В режиме вертикального взлета», «Полет души»…

– Нонна Николаевна, расскажите, почему главной темой вашего творчества стала именно авиация?

– Небо, самолеты – это мечта детства, которая в юности не осуществилась. Помешала близорукость. Потому и профессию выбрала далекую от авиации, пошла по стопам отца – ученого, химика. Но призвание, способности привели в литературу, и в небо я смогла попасть как журналист, писатель. Там я смогла рассказать несведущим людям об ощущениях полета, о необычных судьбах летчиков и их буднях, пропитанных мужеством и суровой романтикой. 

Заглянув однажды в святая святых этой профессии, я невольно погрузилась в ее психологию, увидела и поняла многие проблемы летного дела, которые старалась помочь решить, затрагивая их в своих статьях, очерках и художественных произведениях. И, судя по отзывам читателей разного ранга, мне это удавалось, что радует больше всего.

– И все-таки, когда и почему у вас зародилась мечта о небе? 

– Детство мое совпало с годами триумфа отечественной авиации – с уникальными перелетами, рекордами. «Выше, быстрее, дальше!» – таков был лозунг того времени. Большинство юношей мечтали стать Чкаловым, Громовым, Леваневским. А я, прочитав книжку Марины Расковой «Записки штурмана», влюбилась в Валентину Гризодубову и Полину Осипенко, совершивших смелый перелет из Москвы на Дальний Восток. Пройдет сорок пять лет, и судьба сведет меня с Валентиной Степановной. После беседы с ней я написала очерк «Любить Родину», который был опубликован в газете «Правда».

– В вашей «летной книжке» зафиксировано более восьмисот полетов на сорока типах летательных аппаратов, в том числе на восьми видах истребителей. Каким вы увидели небо из кабины самолета? Ваши ощущения?

– На эти вопросы коротко не ответишь, им я посвятила свои книги. А вот почему небо зовет… Я считаю, что это заложено в наших генах. Сейчас много и достаточно убедительно пишут о древних цивилизациях, существовавших на Земле, и для себя я давно решила, что земные аборигены смешались с пришельцами из космоса. Отсюда в нас потребность в сверхскоростях, космических высотах, жажда полета к «родной» планете – бесконечно далекой, возможно не существующей уже в галактических мирах. Но объять необъятное невозможно, поэтому я остаюсь верна теме «земной» авиации.

  • Доктор медицинских наук, профессор психологии летного труда Владимир Пономаренко: «Талант Нонны Орешиной заключается в том, что она чувствует сермяжную правду, и это проявляется в авторском, художественном звучании летных мотивов, побуждений, преодолений, во внутренних конфликтах, оптимизме и жажде жизни ее героев в Небе…»

Вначале меня завораживала внешняя, очевидная романтика полетов. Потом появилась потребность вникнуть в суть летного процесса. Но как это сделать, если летать самостоятельно меня не допускают «по зрению»? Вот почему я так жадно и настойчиво стремилась участвовать в любых полетах, даже на первый взгляд сугубо рабочих, «приземленных» – на тружениках Як-12 и «химиках» Ан-2 в качестве инженера авиаотряда. И здесь на собственном опыте я убедилась, насколько проблемы земные влияют на качество и безопасность полетов! Двухлетний опыт авиахимработ определил и мое более глубокое, многостороннее проникновение в военную авиацию. Здесь я сполна прочувствовала, что такое перегрузки, и всю динамику, насыщенность краткого по времени полета на военном истребителе. 

Обо всем, что видела, чувствовала и понимала в воздухе, мне хотелось как можно убедительнее рассказать читателям. Тем более что каждый летчик, за редким исключением, – личность. Со своим мировоззрением и мерой способностей, но общим для всех представителей этой профессии ненасытным желанием летать! Не углубляясь в психологические и профессиональные тонкости, еще раз хочу подчеркнуть: истоки всех проблем, возникающих в воздухе, надо искать на земле, в процессе создания машин, организации полетов и обучения. И, конечно же, в той атмосфере, политической и духовной, в которой живет общество. В этом можно наглядно убедиться на примере истории нашей авиации – военной, гражданской, спортивной, а теперь и частной, коммерческой.

– Насколько я знаю, вы и сейчас не упускаете возможности полетать…

– Естественно! А потому стараюсь держать себя в форме. Да и от природы я крепкая, сильная – в папу… Когда раньше меня спрашивали: «Как вы переносите такие перегрузки?», я искренне отвечала: «Охота пуще неволи». Действительно, любое целенаправленное желание придает уверенности, приумножает силы.

Каждый раз моя цель – не просто описать свои ощущения от полета. Еще я стараюсь следить за приборами, видеть землю, если ее не закрыли облака, уточнять свое местоположение. Это включение в цепочку летчик – самолет – небо у меня произошло почти сразу, но совершенствовалось многие годы. И сейчас осталась привычка: все видеть, осмысливать, запоминать и наперед предугадывать. Я никогда не была в полете только пассажиром. 

– Ваши книги убеждают читателя в том, что авиация – это не только чудеса технической мысли, но прежде всего люди – мужественные, сильные, с развитым чувством ответственности. Причем вы пишете и документальную прозу, и художественную…

– С художественной прозы я начинала, и это было проще, вольготнее и легче в языковом плане. Слова, образы, сравнения приходили сами собой, возбуждая фантазию и накручивая сюжет… Но желание быть правдивой нацеливало меня на конкретные судьбы и подлинные события. При этом я старалась сохранить живость, образность языка, каким бы проблемным ни был собранный материал. Так, можно сказать, сам собой сложился жанр художественно-документальной прозы, в котором написана, например, моя книга «В режиме вертикального взлета», у нее также есть подзаголовок – «Размышления летающего писателя». (На международном литературном конкурсе «Золотое перо Руси–2012» эта книга стала победителем в военно-патриотической номинации. – Ред.) А вот остросюжетный роман «Мина замедленного действия», адресованный молодежи, – это чистый вымысел. Вот где я могла дать волю своей фантазии, с удовольствием поиграть сюжетом…

Очерковая работа дисциплинирует прежде всего тем, что в газетах и журналах – лимит места. А иногда хочется добавить ярких деталей, подробностей, и когда потом приходится сокращать текст – словно по живому режешь…

– Нонна Николаевна, поделитесь вашими творческими планами. Что лежит сейчас на вашем писательском столе?

– Лежит не только на столе, но и на полках, тумбочках – где придется. Папками, стопками… Потому что, не завершив роман о планеристах «Коснуться облака рукой», пришлось переключиться на переиздание «В режиме вертикального взлета». Кроме того, одно московское издательство предложило мне выпустить двухтомник, который будет открывать моя развернутая автобиография. Пришлось поднимать дневники, записные книжки, письма… 

В автобиографической книге «Полет души», удостоенной в 2010 году Державинской премии, я рассказала о себе, своих родителях, об интересных людях, с которыми много лет поддерживаю дружеские отношения. Но сейчас мне хочется рассказать о своем земном и «небесном» пути с деталями, размышлениями и откровенностью, которой просит душа.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще