Неоконченный портрет в мажорных тонах

Не так давно погас свет одной из самых ярких звезд казанского художественного небосклона – не стало народного художника России Ильдара Зарипова.

information_items_10107915

О творчестве Ильдара Зарипова

Не так давно погас свет одной из самых ярких звезд казанского художественного небосклона – не стало народного художника России Ильдара Зарипова. В ряду крупнейших представителей казанской школы живописи – таких как Николай Фешин, Баки Урманче, Харис Якупов – он занимает особое место. Его уникальность – в своеобразном, неповторимом стиле. И, может быть, должно пройти еще какое-то время, чтобы мы по достоинству оценили его творчество.

С Ильдаром Зариповым нас объединяло то, что мы оба учились (хотя и в разное время) в Московском художественном институте им. В.И. Сурикова, в мастерской народного художника СССР, академика Дмитрия Мочальского. Это был милейший, душевный человек, и при этом первоклассный педагог, интеллектуал. Мочальский писал жанровые, бытовые сценки, много работал на целине, воспевая труд людей, поднимавших новые земли. Все это было близко Ильдару Касимовичу, поскольку художник родился и вырос в Ягодной Слободе – деревушке внутри растущей Казани. И надо сказать, что сам Мочальский очень любил Зарипова и считал его своим лучшим учеником.

Несколько лет назад в Москве была выставка, посвященная 100-летию со дня рождения Д.К. Мочальского, и в Суриковском институте была развернута выставка, на которой центральное место занимали несколько работ Ильдара Зарипова. В свое время они были оставлены как лучшие образцы выполнения учебных заданий и входят сегодня в золотой фонд не только Суриковского института, но и художественного образования России в целом.

В картине «Праздник» сюжет наполнен ароматом домашнего очагаЗарипов был пытливым учеником и, конечно же, обладал неимоверным талантом, поэтому все, что он делал, было очень мощно и интересно. А это, напомню, были шестидесятые годы, «оттепель», когда наметился отход от помпезного соцреализма и открылась возможность для творческих поисков и экспериментов. В литературе «новую волну» олицетворяли Р. Рождественский, Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Б. Ахмадулина. А в живописи – В. Попков, В. Иванов, П. Осовский. Эти художники дали импульс новым живописным возможностям и свежим темам, близким к жизни простых людей, их повседневности, и одновременно отражающим вечные общечеловеческие ценности: родной дом, материнство… Все эти темы Ильдар воплощал в своем творчестве. И при всем том он оставался татарским художником. Его способность впитывать лучшие образцы мирового живописного искусства не задавили в нем индивидуальность, личностное творческое начало, его этническое «я». Дух и культура татарского народа проявлены не только в содержании его полотен, но и в манере их написания: в цветовой гамме, фактуре мазка, стремлении к декоративности, в яркости и сочности красок.

  • Дух и культура татарского народа проявлены не только в содержании его полотен, но и в манере их написания: в цветовой гамме, фактуре мазка, стремлении к декоративности, в яркости и сочности красок

Ему повезло, что после Казанского художественного училища он продолжил образование в лоне московской художественной школы, которую отличает величайший гуманизм. Ильдар Зарипов был одним из самых ярких представителей этой школы. Ее традиции и дух чувствуются в его жанровых композициях, портретах, пейзажах. Это не просто копирование и перенесение на холст того, что видишь. Это всегда переживание изнутри, элемент переработки, осмысления характеров, придающих работам остроту, динамику и особый колорит.

Ученичество было чертой его характера. Когда я был директором Казанского художественного училища, Ильдар Касимович часто приходил и рассматривал учебные работы, которые у нас традиционно висели в коридорах. В том числе работы фешинского периода, которыми он не уставал восхищаться. При этом его собственная художественная индивидуальность уходит корнями в народное творчество. Это мажор, это красный цвет, это густой насыщенный колорит земли. Если это коричневый – то сразу видишь вспаханное поле, если синий – бездонное небо, желтый – это цвет хлеба. В картинах «Дом» (находится в Русском музее), «Праздник», «Ласки бабушки» сюжеты наполнены ароматом домашнего очага и уюта, любовью к близким.

Если писать просто цветочки- букетики, это тоже может быть искусством. Но кого этим удивишь? Другое дело, когда творчество художника вбирает в себя дух целого народа, его характер и душу. Только такие художники остаются в истории искусства. 

Наша республика в последнее десятилетие сделала колоссальный рывок в самых разных областях. Скажем, о ее спортивных достижениях сегодня знает весь мир. Мне думается, пришла пора сделать еще один прорыв – культурный. Начало уже положено: возрождаются исторические памятники, объекты культурного наследия. Но существует еще много точек роста. Одна из них – богатейшие кладовые национальной культуры, и в том числе творческое наследие Ильдара Зарипова. Открытие музея художника, оснащенного новейшими технологиями, издание книг и альбомов, посвященных жизненному и творческому пути И. Зарипова, могли бы не только поднять культурный имидж республики, но и дать возможность татарам всего мира гордиться этим поистине национальным художником.

Махмут ВАГАПОВ,
директор филиала МГАХИ 

им. В.И.Сурикова в Казани, 
заслуженный деятель искусств РТ

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще