В этом старом микрорайоне Казани недалеко от набережной еще есть местечки, улочки и переулочки, сохраняющие неповторимый дух нашего знаменитого губернского города.
…Недалеко от перекрестка улиц Бехтерева и Зои Космодемьянской стоял
Здесь, тогда еще в Кошачьем переулке, дом родился в 1911 году, жил и старел, переживал лихие и спокойные годы вместе со своими жильцами и хозяевами. Постепенно ветшал, но держался стойко.
Через сто лет настали другие времена. Тихий
Личные переживания «чайного домика» – это, конечно, наш образ. А люди видели то, что есть на самом деле. До прошлого года дом Варвары Дружининой, который является объектом культурного наследия местного значения, находился в аварийном состоянии. С той стороны, где он горел, пожар уничтожил участок кровли, было утрачено большое количество резных декоративных элементов, окна выбиты, бревна пришли в ветхость. И вот, если про человека можно сказать «повезло», то и про дом тоже. В одну из своих исторических прогулок по центру Казани, давших шанс на второе рождение многим историческим объектам, судьбой удивительного дома в бывшем Кошачьем заинтересовался Президент Рустам Минниханов. С его легкой руки такой шанс появился и у дома Варвары Дружининой.
Нынешние владельцы, выкупившие дом, по прихоти судьбы – тоже коммерческие люди. Правда, им пока не удалось найти подробностей о первых хозяевах дома и ответить на вопрос, почему жилая постройка была известна в городе как «чайный домик». Можно только гадать, версий немало. Например, есть предположение, что здесь в кладовых хранились запасы чая, привозимого в город на продажу. Кто-то считает, что Варвара Дружинина славилась своими приемами гостей, которым подавали к столу чаи различных сортов. Третьи не без оснований полагают, что двухэтажный, украшенный резьбой дом, построенный по проекту известного казанского архитектора Константина Олешковича, возможно, именно из-за архитектурных особенностей и украшений в восточном стиле и получил свое название.
Можно коротко напомнить, что после соблюдения всех формальных процедур купли-продажи и оформления в собственность в сентябре 2012 года здесь начались восстановительные работы. Под руководством известного в России московского архитектора-реставратора, члена рабочей группы Федерального научно-методического совета по культурному наследию при Министерстве культуры РФ Бориса Лурье специалисты приступили к разбору внутренней, а затем и внешней части постройки. От глаз московских реставраторов не укрылся ни один элемент декора, плитки, остатков цветного стекла. Так же бережно специалисты отнеслись к бревнам, максимально стараясь не повредить их первоначальный вид. И дом… исчез буквально на глазах.
А на днях представители фирмы-владельца «чайного домика» пригласили журналистов на стройплощадку посмотреть, как идет процесс восстановления исторического здания, и Борис Лурье подробнейше проинформировал, как день за днем, бревно за бревном дом Варвары Дружининой, возвращается к жизни.
…Многочисленные журналисты и телеоператоры охотно сопровождают по стройплощадке сотрудницу фирмы, куратора восстановительных работ Юлиану Семенову, увязая в грязи после дождя, поминутно рискуя оступиться и свалиться в какой-нибудь из ближайших котлованов. Мы видим изнанку уникальных реставрационных работ. Сруб дома готов и установлен: видим пронумерованные по порядку бревна. Перекрытия, оконные проемы – все на своих местах.
– Жаль, что практически нет архивных материалов о доме, и мы обращаемся к жителям города с просьбой: если у кого-то есть информация, фотографии, письменные архивы с упоминанием имени Варвары Дружининой, то помогите реставраторам. Но в любом случае внутреннюю отделку мы, безусловно, оформим в стиле начала прошлого века, – сообщила Юлиана Семенова.
Борис Лурье пояснил: бревна отбираются очень тщательно, на объекте не работает тяжелая техника, используются только плотницкие инструменты. Реставраторы заменили сгнившие венцы и перекрытия, которые уже не могут служить опорами, причем аутентичными материалами. А вот часть бревен, хотя и обгоревших во время пожаров, но не потерявших несущей способности, восстанавливают и обрабатывают специальным составом, защищая от гниения.
«То есть это будет точная копия „чайного домика“?» – интересуются журналисты. «Что значит копия? – чуть обижается известный реставратор. – Это и есть тот самый дом. В том виде, в котором был построен». По словам Бориса Лурье, сохранность здания оказалась значительно лучше ожидаемой – 85–90 процентов. Кстати, до первого настоящего снега планируется подвести домик под крышу. До весны ему дадут «отстояться», осесть. Процесс восстановления старого дома не терпит спешки, и поэтому за внешнюю отделку специалисты возьмутся весной.
«Деревянное зодчество – это единственная признанная во всем мире отечественная национальная архитектура, и она на грани полной утери. То, что происходит сегодня в Казани, удивительно! Я сорок лет занимаюсь этим делом и, конечно, просто не мог пройти мимо уникальной возможности поработать с домом Варвары Дружининой, – добавляет Борис Лурье. – В сущности, любой дом можно сохранить, если подойти к его реставрации профессионально. И этот будет стоять сотни лет, если мы о нем не забудем!»
Но «чайный домик» – еще довольно молодой образец деревянного зодчества. В России есть и более древние примеры, когда возраст бревен сохранившейся до нынешних дней церкви переваливает за пятьсот лет.
Самый сложный этап – отделочные работы. Дом был хорош своей модерновой отделкой. И все то родное, особенно из резных деталей, встанет на место: наличники, сохранившиеся дверные полотна. А что утрачено, будет скопировано хорошими мастерами по тем же образцам.
«Мы намерены сделать все на совесть, с соблюдением всех технологий, и поэтому сроки завершения работ несколько отличаются от сроков, запланированных ранее. Для нас это, скорее, благотворительный проект, поскольку сумма, первоначально запланированная на реставрацию – 40 миллионов рублей, уже значительно превышена. Сейчас нам интересен сам процесс реставрации — таким образом еще проверяем и возможности нашей реставрационной мастерской, столярного производства, – пояснила Юлиана Семенова. – Нам очень нравится сотрудничество с Борисом Дмитриевичем Лурье, очень многое впитываем в общении с ним с точки зрения культуры этого дома, культуры деревянного зодчества»…
После завершения работ, как предполагается, – одна из комнат дома будет обязательно отдана под музей, посвященный той эпохе. В перспективе владельцы здания видят предназначение дома прежде всего в создании здесь интеллектуальной, творческой среды. Возможно, тут организуют небольшую галерею, где смогут выставляться начинающие художники. Планируется открыть чайную или кофейню – дому нужно оправдывать собственный бренд!
…Думаю, однажды «чайный домик» проснется в своем обновленном облике, и он ему понравится. Единственное, о чем дом наверняка пожалеет: что больше нет вокруг него уютного сада, в который вели