Русский авангард в лицах

В Музее изобразительных искусств РТ открылась фотовыставка «Круг Родченко. Стильные люди» из собрания музея «Московский дом фотографии». В экспозицию вошло более 80 снимков, сделанных как самим фотографом-новатором Александром Родченко, так и его друзьями, коллегами в период с 1924 по 1940 год.

Автор статьи: Ольга КРУЧИНА

information_items_10106503

В Музее изобразительных искусств РТ открылась фотовыставка «Круг Родченко. Стильные люди» из собрания музея «Московский дом фотографии». В экспозицию вошло более 80 снимков, сделанных как самим фотографом-новатором Александром Родченко (на правом снимке), так и его друзьями, коллегами в период с 1924 по 1940 год.

Имя одного из ярких представителей русского авангарда – замечательного графика, живописца, дизайнера и фотографа Александра Родченко – тесно связано с Казанью, где он в 1905 году окончил приходское начальное училище, а в 1911–1914 годах учился в Казанской художественной школе у Николая Фешина. Здесь же он познакомился с Варварой Степановой, замечательной художницей, которая стала не только его женой, но и творческим соратником до конца дней.

К фотографии Родченко обратился не сразу. После переезда в Москву, в 1916 году, молодой художник активно участвует в выставках русского авангарда, становится одним из организаторов профсоюза художников-живописцев, служит в отделе ИЗО Наркомпроса. Первые его шаги на ниве фотографии относятся к началу 20-х годов, когда он, в то время театральный художник и дизайнер, столкнулся с необходимостью фиксировать на пленку свои работы.

Открыв новое для себя искусство, Родченко и здесь довольно скоро создал себе репутацию новатора. Широко известны его остропсихологические портреты близких и друзей по ЛЕФу (Маяковского, Лили и Осипа Брик, Асеева и другие). Большой вклад внес фотограф и в развитие жанра фоторепортажа – именно Александр Родченко первым применил многократную съемку человека в действии, которая позволяет получать собирательное документально-образное представление о модели. Однако его настоящей «визитной карточкой» стали ракурсные снимки, сделанные с необычной точки, под непривычным углом, в ракурсе, формально искажающем, но и «оживляющем» обычные предметы. Фотографии Родченко благодаря своей динамичности и правдивости имели большой успех и печатались практически во всех центральных советских изданиях.

Рассматривая все свое творчество как большой эксперимент, Александр Родченко постоянно стремился к созданию чего-то       нового. Именно с увлечения фотографией начинается для него впоследствии знакомство с кинематографом: он известен как художник-постановщик таких фильмов, как «Москва в Октябре», «Кукла с миллионами», и других. В послевоенные годы художник вернулся к живописи, хотя по-прежнему нередко обращался к любимому жанру фоторепортажа.

Выставка «Круг Родченко. Стильные люди», буквально пропитанная революционной эстетикой, позволяет составить полное представление о тех, кто в 1920-е годы активно участвовал в реформировании искусства и создании нового стиля жизни. Среди них – известные поэты, художники, деятели кино, фоторепортеры. На этих снимках они выступают в роли моделей, демонстрируя себя как доказательство основных положений своего искусства.

«Когда весной 1924 года в мастерскую к Родченко и Степановой пришла сниматься Лиля Брик (на левом снимке), она принесла с собой, наверное, целый чемодан с одеждой», – пишет внук легендарного фотографа Александр Лаврентьев. У каждого персонажа из круга Родченко – свой неповторимый стиль одежды как продолжение его внутреннего стиля личности. Поэтому рабочая спецодежда на суровом Родченко сидит столь же великолепно, как прозрачное газовое платье на ветреной Лиле Брик. А Владимир Маяковский в костюме с иголочки кажется только что вернувшимся с очередного диспута…

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще