«Люди, которые ходят в театр, и люди, которые не ходят в театр, – это разные люди!» – не устает повторять Константин Райкин. Перефразируя его, можно сказать: люди, которых интересует Марина Цветаева, и люди, которых она не интересует, – разные люди!
Я наблюдаю это без малого тридцать лет – с тех пор как волею судьбы оказалась в Елабуге, еще не зная тогда, что встречу здесь и навсегда полюблю этих удивительных «других людей», приезжающих со всех концов мира с единственной целью – поклониться праху великого поэта.
Этой прелюдией я всего лишь хочу пояснить, почему мой глаз стал таким «наметанным» и почему я сразу узнала этих людей среди педагогов и учащихся школы №85 г.Казани. На днях здесь прошел «Цветаевский костер» в честь 111-й годовщины со дня рождения поэта. Как и в прошлом году, его организовала учитель литературы Зайтуна Абдурашидовна Мазитова, «заразившая» свой 9 «Б» интересом к поэзии Цветаевой. Возможно, это был самый маленький костер из тех, что зажигались в первые октябрьские дни в Тарусе, Берлине, Вашингтоне (перечислять можно долго), но я поняла одно: нет костров больших и маленьких – есть только огонь «птицы Феникс», «поддерживающий высокую жизнь» поэзии Марины Цветаевой.
…Словно боясь потушить пламя костра, вежливый дождик рассыпался в мелкий бисер. Небо было в тучах, но от прозрачной желтизны берез день казался солнечным. Или не от берез, а от светлых юных лиц? Один мальчик лет десяти поднял с асфальта щепку, которую
Боже, как меня это тронуло! Не удержавшись, я спросила славного мальчугана:
– Как тебя зовут?
– Нурислам, – ответил он.
– Нур – это луч…– «открыла» я ему Америку.
Среди гостей праздника была Людмила Артуровна Мишанина, никогда не пропускающая Цветаевские чтения в Елабуге, которая принесла с собой в подарок саженец рябины (именно рябина была для Цветаевой символом Родины). Она еще в прошлом году заметила, что вокруг школы нет ни одной рябины, но не это важно. Важно другое – юноши-старшеклассники так бережно утаптывали рыхлую землю вокруг саженца, как будто верили: Марина придет сюда, к этой единственной рябине средь берез, как обещала в стихах: «Деревья! К вам иду!».
Затем праздник продолжился на сцене актового зала. Девятиклассники вместе со своим руководителем показали замечательную литературно-музыкальную композицию. Звучали и скрипка, и гитара, и, конечно же, стихи… Иногда их читали даже хором, напомнив детские выступления сестер Цветаевых – Марины и Аси, о которых обе писали потом в своих воспоминаниях.
Молодой директор школы Ренат Хайбуллин поблагодарил всех организаторов и участников вечера, а самые активные получили из его рук памятные подарки. Прощальное чаепитие было с пирогом по рецепту Ольги Григорьевой из Павлодара… Вот ведь времена настали: есть Интернет – нет преград! «Круговая порука добра» среди поклонников Цветаевой не имеет границ. Борис Мансуров (главный костровой из Москвы) знакомит их друг с другом через все расстояния. Поэт Ольга Григорьева – одна из лауреатов Цветаевской премии, учрежденной в Елабуге, стала своей и в Тарусе, и в Болшеве, и в Елабуге. Сама, как птица, готовая лететь к друзьям по зову души, она незримо присутствовала среди нас со своим «фирменным» пирогом, сотворенным руками умелых школьных поваров.
…Пройдет немного времени, и подрастет мальчик Нурислам, и прочитает много разных книг о Марине, и поймет, почему ему захотелось очистить ту щепку от грязи… Думаю, это была интуиция, подсказавшая, каким должно быть отношение к поэту.