Считаные дни остаются до главной художественной сенсации года – открытия первой в Казани выставки французских импрессионистов.
Это произойдет уже в октябре в выставочном центре «Эрмитаж-Казань». В состав обширной экспозиции «Французские импрессионисты и их эпоха», которая здесь развернется, войдет более 150 произведений из собрания Государственного Эрмитажа. Наряду со всемирно известными шедеврами живописи на выставке будут представлены французская печатная графика и предметы декоративно-прикладного искусства эпохи модерна, демонстрирующие удивительное многообразие художественных явлений второй половины XIX века во Франции.
Главный раздел экспозиции – живопись – будет украшен именами очень разных художников, в том числе весьма далеких от импрессионизма, но чьи картины создают необходимый художественно-исторический контекст для понимания творчества импрессионистов. К примеру, полотна Г.Буланже, Г.Бриона и Ж.Л.Жерома живо напоминают, какое искусство господствовало в парижских салонах в годы юности Моне или Сезанна. Особое место среди предшественников импрессионистов занимают также представители барбизонской школы и выдающийся французский пейзажист Камиль Коро.
Но кульминацией эрмитажной выставки, безусловно, станут полотна К.Моне, О.Ренуара, П.Сезанна, К.Писсарро, А.Сис-лея и П.Синьяка. Вне всякого сомнения, к лучшим образцам импрессионизма относятся «Стог сена в Живерни» и «Поле маков» Клода Моне. Впервые за пределами Государственного Эрмитажа будет экспонироваться уникальный «лестничный» диптих Огюста Ренуара.
Парные картины «Мужчина на лестнице» и «Женщина на лестнице» принадлежат к самым необычным творениям этого художника. Чета Шарпантье предложила ему написать декоративные панно для своего особняка, где собирался «весь Париж»: писатели, музыканты, артисты, а также видные политики. Обе части диптиха должны были «держать» пространство при входе во внутренние покои дома. Быстрым, спонтанным мазком, прибегая к широчайшей палитре, Ренуар создал обобщенные образы современных парижан.
В период начального расцвета импрессионизма исполнен и «Букет в голубой вазе» Поля Сезанна. Чуть позже заявили о себе Шарль Герен ( «Прогулка в парке») и Анри Матисс. К последнему успех пришел в 1896 году, когда художник еще работал в реалистическом ключе. Но под влиянием живописи Моне и Писсарро Матисс перешел от мрака интерьерных композиций к свету, характерному для импрессионистов. Для начала это был свет из окна в картине «Синий горшок и лимон»…
Французская печатная графика последней трети XIX века, периода наивысшего расцвета этого рода искусства, также будет представлена шедеврами и великими именами – А.Тулуз-Лотрек, Ф.Валлоттон, А.Муха. Кроме того, в экспозицию войдут всемирно известные изделия из стекла работы Галле и Лалика, фарфор и шпалеры, являющиеся важной образной частью эпохи импрессионизма.
Автором концепции выставки в центре «Эрмитаж-Казань» выступил главный научный сотрудник отдела западноевропейского искусства ГЭ, доктор искусствоведения Альберт Костеневич.