«Золотая Орда»: еще раз о любви

В воскресенье, 22 сентября, на сцене Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М.Джалиля состоится премьера балета «Золотая Орда».

Автор статьи: Ирина МУШКИНА

information_items_10102939

В воскресенье, 22 сентября, на сцене Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М.Джалиля состоится премьера балета «Золотая Орда». Этим масштабным спектаклем театр откроет свой 139-й сезон.

Можно добавить, что тут точкой отсчета является год создания постоянной театральной труппы в Казани – 26 августа 1874 года. Так что совсем скоро казанской опере исполнится 140 лет.

Подробно о ближайшей премьере и дальнейших творческих планах рассказали на традиционном брифинге в преддверии нового сезона директор театра Рауфаль Мухаметзянов, художественный руководитель балета Владимир Яковлев и создатели балета «Золотая Орда» – хореограф Георгий Ковтун, композитор Резеда Ахиярова и автор либретто поэт Ренат Харис.

Напомним, что Георгий Ковтун не один сезон ставит спектакли в казанском театре: зритель знает его по таким постановкам, как балеты «Пер Гюнт», «Спартак», «Сказание о Йусуфе», опере «Кармен». А в творческом содружестве с Резедой Ахияровой и Ренатом Харисом хореографом несколько лет назад была поставлена национальная опера «Любовь поэта».

Работа над премьерным спектаклем шла три года. По словам Рауфаля Мухаметзянова, идею постановки балета на такую непростую историческую тему поддержал Президент Татарстана Рустам Минниханов, к которому обратились руководство театра и авторы «Золотой Орды». Были выделены средства, и машина «закрутилась». 

«Это мужской спектакль, в нем много танцев, требующих большой физической силы, хотя и без таких масштабных батальных сцен, которыми отличается, например, балет „Спартак“. Но в оружии недостатка не будет. А главная женская роль только одна», – рассказал Георгий Ковтун.

«Но зато шесть главных мужских персонажей, много массовых сцен, всего задействовано около 150 артистов – так что, танцуют все!» – пошутил Владимир Яковлев.

Ренат Харис отметил, что изначально у руководства театра было желание поставить балет на историческую тему, и рассматривалось несколько проектов. В итоге остановились на периоде Золотой Орды, так как он непосредственно связан и с татарской культурой, историей. Работа шла непросто, с творческими спорами, и, по словам Рената Хариса, «последняя точка» была поставлена буквально на днях.

В новом балете отражены последние годы Золотой Орды и период ее распада. «Это не политический и не исторический спектакль. Это художественный взгляд на большую историю», – подчеркивают авторы постановки. Поэтому «Золотая Орда» при всей своей внешней «брутальности» прежде всего является историей любви «татарских» Ромео и Джульетты. Резеда Ахиярова уточнила, что в балете есть национальная интонация, но в целом он написан современным музыкальным языком.

Участники брифинга подчеркнули, что спектакль объявляется мировой премьерой, поскольку он поставлен, что называется, с «нуля», то есть не имеет аналогов. Сегодня редкий российский да и зарубежный театр берется за подобные постановки.

«Спрашивается, зачем такие сложности, денежные затраты, когда можно работать уже на испытанном материале? Но в этом плане наш театр отличается как раз тем, что не боится трудностей, готов к экспериментам», – сказал Владимир Яковлев. А вот будет ли «Золотая Орда» в последующем включена в зарубежный гастрольный график – неизвестно, поскольку афиша формируется с учетом многих нюансов, и прежде всего зрительского спроса. Те же европейцы, как ни удивительно, до сих пор придерживаются сложившихся представлений о русском балете. Для них в первую очередь это неувядающая классика Петра Чайковского! Успех же и зрительский, и коммерческий современные постановки не гарантируют. Вот зарубежные организаторы и просят вновь и вновь беспроигрышные в этом смысле «Лебединое озеро» и «Спящую красавицу»…

«Я рад, что есть такой театр, такие артисты. У нас сложилась чудесная интернациональная команда, – сказал Георгий Ковтун. – Символично, что основная мысль спектакля – это призыв беречь тот мир, который нам достался».

Что касается нового сезона, то Рауфаль Мухаметзянов сообщил: традиционно основное внимание будет уделено проведению Шаляпинского и Нуриевского фестивалей, ведутся переговоры с мировыми знаменитостями, дирижерами и исполнителями. Будут обновлены некоторые постановки, и, конечно, не обойдется без премьер. Одна из них – опера Доницетти «Любовный напиток», где на главную женскую роль планируют пригласить Альбину Шагимуратову. Пройдут также мероприятия, посвященные 100-летию со дня рождения Нияза Даутова, составлен и плотный гастрольный график.

Одним словом, следите за афишей!

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще